ЗНАЧЕНИЕ СКАЗКОТЕРАПИИ В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ С ТЯЖЁЛЫМИ И МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

Однажды, много лет назад, на землю опустилась Сказка,

И оживилось все кругом, наполнилось теплом.

Открыла людям путь она в чудесные миры:

Где горы выше облаков и много сказочных дворцов,

Живут здесь феи, эльфы, гномы, которые давно знакомы,

Поет в болоте Водяной, он дружен с мудрою совой.

Там в море плавают русалки, и часто пролетают галки,

Которых нравится считать девчонке Жене…

Живет там страшный Карабас и мальчик, он актеров спас!

Там много сказочных существ, которых просто нам не счесть…

Там царь Иван на волке скачет, а девицы почти не плачут,

Там в воздухе мечта кружится, на землю радостью ложится,

Надежда, Вера и Любовь заходят часто в каждый дом.

Богатырей в стране немало и чудных сказочных зверей,

Увидеть можно, как по небу промчится тройка лошадей.

В лесах встречаются избушки, в них бабушки живут, старушки,

Им тайны многие открыты, известно, клады где зарыты,

Метла у них, как самолет, куда угодно довезет.

Там чудеса повсюду бродят, кто ищет, их всегда находит,

Чудесный мир… всегда добро навеки побеждает зло,

Живет в том мире волшебство… А вы туда попасть хотите?

Скорее двери отоприте… Встречайте Сказку!

Татьяна Мирончик

        Дети с тяжёлыми и множественными нарушениями в развитии — это достаточно сложный, своеобразный контингент. Их отличает ряд особенностей, главная из которых заключается в том, что результаты их обучения и воспитания педагоги ждут достаточно долго, дети не дают «обратной связи», как их нормально развивающиеся сверстники, из-за органическою поражения головного мозга, вследствие чего происходит нарушение познавательной деятельности. Чтобы «почувствовать результат», педагогам нашего Центра приходится использовать в своей работе различные методы и приемы обучающего и воспитательного характера.

          Одним из таких методов является сказкотерапия. Сказка оказывает колоссальное воздействие на эмоциональную сферу детей с тяжелой степенью умственной отсталости. Сказка не только учит детей переживать, радоваться, грустить, но и побуждает их к речевому контакту. Таким образом, ее значение расширяется до понятия «социальная адаптация», а значит, сказка играет важную роль в коррекции и компенсации грубых аномалий развития, подготовке детей с нарушениями в развитии к жизни и труду.

      Сказка играет большую роль в коррекции эмоциональной сферы детей, как нормально развивающихся, так и детей с тяжёлыми и множественными нарушениями психофизического развития. Эмоциональный фон, который создает педагог при чтении сказки, смена голосов персонажей, отражение на лице педагога эмоциональных состояний персонажей сказки все это способствует тому, что ребенок, бессознательно начинает «отражать» на своем Лице те чувства, которые он испытывает при прослушивании сказки.

         Опыт показывает, что сказка положительно влияет на детей с отклонениями в развитии, однако восприятие сказок у «гиперактивных» и «пас­сивных» детей различно.

    «Гиперактивным» детям несвойственно чувство жалости, переживания других детей. Эту особенность необходимо учитывать для того, чтобы сформировать эти чувства через сказку. Педагог должен учить переживать, грустить, сочувствовать персонажам, попавшим в беду, нуждающимся в помощи, брошенным, кинутым, оставленным в безвыходной ситуации.

    «Пассивные» дети впечатлительны, мнительны, слезливы, поэтому очень важно не сформировать у них патологическую слащавость и заискивание.

       Эмоции детей с нарушением в развитии неустойчивы, изменчивы. На одно и то же ежедневно повторяющееся явление, действие они могут реагировать по-разному. Поэтому необходимо перед рассказыванием сказки со­здать положительный эмоциональный настрой, успокоить ребенка, ввести его в состояние таинственности, волшебства, заинтересованности увидеть и услышать что-то необычное.

        Дети с нарушением в развитии очень долгое время не понимают эмоциональных состояний, изображенных на картинках. Поэтому рекомендуется постоянно использовать небольшие потешки, стихотворения, отражающие эмоциональные состояния персонажей сказок на картинках.