Страничка учителя-дефектолога

Уважаемые посетители сайта!

Вас приветствует учитель-дефектолог.

99422548

Терпение и творчество,

Упорство и победа-

Вот главные этапы

В работе логопеда.

6cb93a4a-e89d-4ff2-bb94-3398c9c57e1c

2021-10-06-08-45-51

sm_full

Артикуляционная гимнастика

Гимнастика для рук, ног — дело нам привычное и знакомое, ведь понятно, для чего мы тренируем мышцы: чтобы они стали ловкими, сильными, подвижными. А вот зачем тренировать язык?

Язык — главная мышца органов речи. Для него, как и для любой другой мышцы, гимнастика просто необходима. Нарушения артикуляционной моторики влекут за собой недостатки произношения, отягощают эмоционально-психическое состояние ребенка, мешают ему развиваться и общаться со сверстниками. Для того, чтобы эта проблема обошла стороной ребенка, стоит начать заниматься артикуляционной гимнастикой как можно раньше. Детям двух, трех, четырех лет выполнение артикуляционных упражнений поможет быстрее сформировать правильное звукопроизношение. Детям пяти, шести лет поможет легче преодолеть стойкие или уже сложившиеся нарушения звукопроизношения.

Артикуляционную гимнастику необходимо выполнять перед зеркалом. Ребенок должен видеть движения языка и контролировать их. Взрослые не задумываются, где находится в данный момент язык (за верхними зубами или за нижними) – это автоматизированный навык. Ребенку необходимо через зрительное восприятие обрести этот навык и довести его до автоматизма, постоянно упражняясь. Не огорчайтесь, если некоторые упражнения не будут получаться с первого раза даже у вас. Попробуйте повторить их вместе с ребенком, признаваясь ему: «Смотри, у меня тоже не получается, давай вместе попробуем». Будьте терпеливы, ласковы и спокойны, и все получится. Занимайтесь с ребенком ежедневно по 5-7 минут.

Мы предлагаем Вам артикуляционные упражнения, которыми вы будете с ребенком регулярно заниматься, начиная с самого раннего возраста.

Артикуляционная гимнастика для самых маленьких

  1. «Улыбнись маме»
  • Попросите малыша улыбнуться вам (или папе, бабушке).
  • Сами покажите, как нужно улыбаться.
  • Пусть ребенок удерживает улыбку как можно дольше.
  • В будущем можете поиграть так: малыш улыбается, а вы нажимаете на его щечки большим и указательным пальцами, пытаясь сделать «трубочку». Но малыш должен «сопротивляться» и продолжать удерживать улыбку. Обычно эта игра очень веселит ребят.

2. «Поцелуй маму»

  • Попросите малыша поцеловать вас в щечку. Упражнение и приятное, и полезное!
  • После того как малыш научился вытягивать губки трубочкой и растягивать их в улыбке.

Упражнение для щёк «Воздушный шарик»:

  • Попросите малыша надуть обе щеки: «Надувайся, пузырь, надувайся, большой!»
  • Затем аккуратно нажмите указательными пальцами на надутые щечки ребенка: «Лопнул пузырь!»

Звук, который при этом получится, не оставит равнодушным никого!

  • Теперь учимся надувать левую, затем правую щеку. Это непросто, поэтому скорых результатов не ждите.

Упражнения для языка:

  1. «Домик для язычка»
  • Попросите кроху широко открыть рот, показать пасть крокодила.
  • Теперь с открытым ртом пробуем высунуть язык.
  • Держим язык 2-3 секунды, не закрывая рот
  • Убираем язычок, рот закрываем.
  • Следует повторить упражнение 3-5 раз.

      2. «Накажем непослушный язычок»

  • Попросим малыша приоткрыть ротик.
  • Теперь высовываем язычок.
  • ….и покусаем его слегка зубками, при этом произносим: «Пя-пя-пя».

     3.«Игра с ложечкой» (на развитие чувствительности языка)

Подготовьте: чайную ложку и два стакана с водой — теплой и холодной.

  • Попросите малыша закрыть глаза и высунуть язычок.
  • Опустите ложку в стакан с теплой водой, а затем прикоснитесь ею к язычку малыша.
  • Спросите: «Какая была ложечка — теплая или холодная?». Пусть ответит, как может. Если трудно, назовите нужное слово сами: «Теплая».
  • Потом охладите ложку в стакане с холодной водой и прикоснитесь ею к язычку: «А теперь какая ложечка?»

     4. Упражнение «Часики»

  • Покажите часы с маятником или подберите такую картинку.
  • Откройте широко рот. Кончиком языка поочередно касайтесь то одного уголка губ, то другого.

Нижняя челюсть двигаться не должна.

      5. Упражнение «Горка»

  • Покажите картинку со снежной крутой горой.
  • Рот широко откройте, кончиком языка упритесь в десну за нижними зубами, язык выгните «горкой».
  • Теперь пробует малыш. Держит язык в положении «горка» не более 5-7 секунд.
  • Если язычок беспокойно вертится во рту, помогите ему: прижмите слегка черенком чайной ложки, погладьте. Затем поставьте черенок ложечки за нижние зубки: «Поймай ложечку. Догони ее язычком и не отпускай». Малыш должен упереться в ложечку язычком и держать это положение 5-7 секунд.
  • Аккуратно уберите черенок ложки, а язычок при этом должен оставаться за зубами.

      6. Упражнение «Лопатка»

  • Покажите малышу картинку с лопатой.
  • Покажите малышу, как нужно класть язычок на нижнюю губу «лопаточкой»: рот полуоткрыт в улыбке, широкий спокойный язык лежит на нижней губе.
  • Теперь пробует малыш.
  • Нужно держать язычок в таком положении 30 секунд. Следите, чтобы нижняя губа не поджималась.

      7. Упражнение «Зайчик на ниточке»

Подготовьте: шарик диаметром 3-4 см или пластмассовую фигурку с дырочкой, например зайчика. Проденьте в дырочку нитку, завяжите.

  • Держите нитку за конец так, чтобы зайчик внизу свободно висел.
  • Малыш широко открывает рот и кончиком языка толкает зайчика так, чтобы тот «прыгал».
  • Теперь наденьте нитку на обе руки так, чтобы зайчик висел на натянутой нитке и легко по ней скользил.
  • Язычок малыша совершает движения влево-вправо, двигая зайчика от одной вашей руки к другой.

     8. Упражнение «Снежинки»

Подготовьте; кусочки белой ваты.

  • Положите на ладошку малышу кусочки белой ваты.
  • Попросите ребенка легонько выдохнуть через рот — и вот ваши снежинки полетели!
  • Сдувайте вату короткими сериями выдохов.
  • Сдувайте вату с помощью разных звуков речи: например, со звуками П или Т. Даже от резкого произнесения звука «К» вата может слететь на пол.

Причины речевых нарушений

Каковы же причины речевых нарушений? ЭТО:

  1. Недостаточное речевое окружение в раннем детстве: мало слышать хорошую речь, надо, чтобы ребёнок пользовался ею, связывал её с выполнением тех или иных действий в игре.
  2. Неправильная речь окружающих взрослых, сюсюканье — копирование детской речи: ребёнок подражает тому, что слышит.
  3. Требования взрослых произнести звук без показа правильной артикуляции (скажи «рыба») приводят к появлению искажённого звука: «Р» горлового, боковых шипящих и других дефектов.
  4. Неправильное строение или недостаточная подвижность органов речи: короткая подъязычная связка, массивный язык, высокое куполообразное нёбо и др.
  5. Длительное пользование соской — способствует межзубному произношению свистящих, шипящих и других звуков речи.
  6. Недостаточная сформированность функций: мышления, памяти, внимания, отсюда — отсутствие привычки вслушиваться, запоминать, наблюдать, подражать.
  7. Если у ребёнка лепетная речь в три-четыре года (его даже мать не всегда понимает), если у него массивный малоподвижный язык, вялые губы, слюнотечение, ребёнок часто болеет, ослаблен, с трудом общается со сверстниками, родителям необходимо обратиться за консультацией к врачу.

Обусловлены эти причины могут быть разными факторами. Вот не- которые из них:

  • болезни, перенесённые родителями или одним из них (алкоголизм, наркомания, сифилис, туберкулёз, нервные заболевания);
  • родовые травмы;
  • инфекционные заболевания в раннем детстве с использованием большого количества лекарств;
  • ушибы головы, сопровождающиеся потерей сознания.

    Медико-педагогические мероприятия с такими детьми направлены на оздоровление их нервной системы и всего организма в целом, на корригирование общей и речевой моторики. Восстановление речи предполагает длительные занятия с логопедом.

Несколько слов о наследственности.

    Недостатки речи по наследству не передаются, так как речь не является врождённой способностью человека, она формируется у ребёнка постепенно, вместе с его ростом и развитием. Дети могут наследовать анатомические недостатки, например неправильное строение зубов или ослабленность нервной системы, что может быть исправлено врачами-специалистами и специальным обучением.

     От своевременно оказанной коррекционно-педагогической помощи во многом зависит развитие ребенка в целом, раскрытие его потенциальных возможностей, а значит, и выбор образовательного учреждения. При правильной организации занятий не только устраняются нарушения, но и решаются профилактические задачи.

2021-02-25-08-43-01

Советы учителя-дефектолога

Как формируется речь

Как известно, своевременное и полноценное овладение речью является важным условием развития личности ребенка. Процесс формирования речи охватывает несколько возрастных этапов.

       Особенно продуктивным и важным в этом плане является период раннего и младшего дошкольного возраста от 0,8-1 года до 3-4 лет. В течение этого короткого отрезка времени ребенок овладевает основными закономерностями языка. К 3-4 годам его словарь состоит примерно из 800-1000 слов, при этом ребенок практически не использует звукоподражаний и облегченных вариантов слов. Он умеет строить основные виды предложений с соблюдением норм грамматического оформления. Четырехлетний ребенок может пересказать содержание простой сказки, рассказать о своих действиях, проанализировать бытовую ситуацию.

      Этот период наиболее подробно, по этапам, описан специалистами в области детской речи. Ниже мы приводим таблицу, в которой дана последовательность появления тех или иных явлений в детской речи и обозначены возрастные нормативы их появления. Это время не является жестко обязательным, сроки и, в некоторой степени, последовательность развития форм речи могут варьироваться в соответствии с индивидуальными особенностями и полом ребенка. В таблице +в графе 3 приводятся среднестатистические данные о сроках, в течение которых могут появиться те или иные формы общения и языковые единицы в соответствии с нормой развития. Эти сроки могут быть достаточно растянутыми, что объясняется индивидуальными особенностями развития ребенка. Тем не менее, если в определенный период указанные формы не появляются, или вы видите единичные проявления, это должно насторожить вас.

Динамика формирования речи в онтогенезе

  1. Интонирует крики — Вы можете различать крики удовольствия и неудовольствия — 1-2 мес.
  2. Гуканье, гуление — Ребенок повторяет за вами или самостоятельно произносит отдельные слоги, как будто играет с ними — 1,5-3 мес.
  3. Лепет — Ребенок повторяет за вами и сам произносит что то похожее на слова, но со стоящее из одинаковых слогов — 4-5 мес.
  4. Лепетные слова — Ребенок использует в речи «нянькин язык» слова состоят из двух трех открытых слогов (ляля, тата, кука и др. ), много звукоподражании (би би гае гае, пи пи и проч. — 8 мес.—1 год 2 мес.
  5. Двусловные предложения — Ребенок, общаясь с вами, объединяет два слова, например дай пи (дай пить), папа нет (папы нет дома) и т.п. — 1 год 6 мес. — 2 года 2 мес.
  6. Активный рост словаря — Ребенок спрашивает как это называется — 1 год 9 мес. — 2 года 6 мес.
  7. Появление грамматических форм слова — Ребенок изменяет слова в речи по числам, родам, падежам и др. — 2 года 4 мес. — 3 года 6 мес.
  8. Словотворчество — Ребенок «сочиняет» свои слова, но при этом использует законы родного языка — 2 года 6 мес. — 3 года 5 мес.
  9. Ребенок активно общается с хорошо знакомыми ему взрослыми — 1 мес. — 1,5 мес.
  10. Ребенок проговаривает свои действия, когда он один играет с игрушками или занят еще каким-то делом — 2 года 6 мес. — 3 года 6 мес.

     Известно, что речевое развитие мальчиков и девочек отличается некоторым своеобразием. Для девочек характерно более раннее начало речи. У них быстро растет словарь слов, обозначающих предметы. Девочки сравнительно поздно осваивают фразовую речь, зато стараются говорить правильно, «как взрослые». Речь мальчиков характеризуется более поздним началом. У них прежде всего формируется словарь названий действий, относительно рано формируется грамматический строй, но говорят мальчики при этом часто «на своем языке».

     Одна и та же ситуация оречевляется мальчиками и девочками по-разному. Например, ребенок хочет мячик. Скорей всего, мальчик будет громко кричать «Дай!», а девочка тихо канючить «Мячик!». Для родителей разница небольшая, а для специалиста значимая.

      Подождите волноваться!

     Может быть, ваш ребенок всего лишь исключение из правила, подтверждающее это правило!

Признаки благополучного развития речи у ребенка

  • Физическое развитие ребенка соответствует возрасту.
  • У ребенка нет никаких неврологических заболеваний.
  • Ребенок активно общается со знакомыми и родными и стесняется разговаривать с незнакомыми людьми.
  • Ребенок охотно повторяет за вами все, что слышит.
  • Ребенок активно решает свои проблемы с помощью речи.
  • Ребенок вслушивается в свою речь и старается исправить свои ошибки сам.

Признаки неблагополучного развития речи у ребенка

  • Ребенок развивается с задержкой.
  • Ребенок перенес тяжелые заболевания.
  • У ребенка есть неврологические заболевания.
  • Ребенок неохотно повторяет за вами слова и предложения, которые он слышит.
  • Когда ребенок слышит просьбу «Повтори» или «Скажи это еще раз», он молчит, стиснув зубы, или уходит, как будто Вас не слышал.
  • Он предпочитает решать свои проблемы самостоятельно, не обращаясь к вам за помощью («самостоятельный» ребенок).
  • Ребенок одинаково активно общается со знакомыми и незнакомыми людьми.
  • Ребенку безразлично, понимает ли его кто-то. Он говорит на одному ему понятном языке. На замечания «Скажи еще раз лучше» не реагирует.
  • Речь ребенка значительно отстает от уровня развития речи его сверстников.

Если вы обнаружили хотя бы один признак

неблагополучного развития речи ребенка,

значит вашему ребенку необходима помощь!