ЗАПУСК РЕЧИ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА. СИСТЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕНИЯ И РЕЧИ РЕБЕНКА РАННЕГО ВОЗРАСТА

Как запустить речь неговорящего ребенка? Нужно ли ждать, когда отставание речевого развития станет очевидным? Какие направления работы являются основными? Как выглядит логопедическая работа с младенцами и детьми раннего возраста? Как связано развитие речи с другими сторонами развития ребенка?

Это непростые вопросы и ответом на них является системный подход к развитию речи и к развитию ребенка в целом.

Когда начинать?

Специалисты, занимающиеся запуском речи говорят, что начинать нужно рано, в 6-7 месяцев, если к этому возрасту не появился лепет.

Почему не нужно ждать отставания?

Из данных психофизического профиля развития мы знаем, что речь, особенно экспрессивная (собственная речь ребенка) является слабой стороной развития. Это значит, что мы должны формировать общение и речь, не дожидаясь задержки речевого развития.

С чего начинать?

С формирования общения: контакт глаз, обмен звуками, улыбка — все это представляет собой невербальный/неречевой диалог и становится основой речевого диалога.

Система развития речи

Какие стороны речи требуют нашего внимания?

Развивая речь, мы говорим о понимании речи и собственной речи ребенка. Обе эти стороны присутствуют в диалоге ребенка со взрослым или другим ребенком: ребенок понимает о чем говорит собеседник и отвечает ему. Развитие речи ребенка происходит в общении и важно, чтобы это общение проходило в процессе совместной деятельности.

Понимание речи

Понимание речи возникает не сразу. Сначала малыш понимает интонацию и ситуацию, потом он понимает речь в ситуации, например, если вы позвали его купаться и при этом он видит, что вы достали полотенце и слышит звук льющейся воды — ребенок понимает, что ему предстоит купание.

Конкретная ситуация, сопровождаемая понятной и лаконичной речью – необходимое условие развития понимания речи.

Следующие шаги в развитии понимания речи направлены на то, чтобы от понимания речи в ситуации перейти к пониманию речи вне ситуации.

Формирование собственной речи ребенка включает несколько направлений.

  1. Вызывание первых слов в жизненно важной, понятной и эмоциональной ситуации. Напомним, что словами мы считаем любые звуки, слоги, звукоподражания, которые несут постоянную функцию. Все эти слова фиксируются родителями для дальнейшего использования. Так взрослый, разговаривая с ребенком, использует детское слово, взрослое слово и при необходимости жест.
  2. Расширение репертуара звуков и слогов, которые служат базой для появления слов. С этой целью используются картинки, жесты и движения, которые помогают ребенку повторять звуки и слоги с опорой на зрительное восприятие и двигательную память. Помимо расширения количества звуков и слогов, которые может произнести ребенок, он учится повторять за взрослым, а это очень важно для дальнейшего обучения ребенка.
  3. Развитие умения называть все знакомые слова, ориентируясь на картинки и символы. Не имеет значения качество произношения. Ребенок просто должен назвать каждую картинку доступным для него способом: кс –кошка, бай, ааа или пи – спит. Мы рекомендуем сделать «говорильный альбом» или «говорильную коробочку», в которых находятся только те слова, которые ребенок может назвать. Это создает ситуацию успеха и желание самому называть картинки
  4. Занятия по улучшению качества речи. Речь идет не о постановке звуков, а о формировании слоговой структуры слов. Начинать эти занятия можно, когда у ребенка начнут появляться взрослые слова. Например, ребенок называвший корову «му», начал говорить «ова» или «ко». Наглядная демонстрация слова с помощью глобального чтения и его структуры с помощью карт «ладошки» помогают улучшить качество воспроизведения слова. К работе над улучшением качества речи можно отдельно массаж органов речи, организацию правильного кормления.
  5. Формирование фразы с помощью карт-схем предложения и глобального чтения.
  6. Формирование связной речи представляет собой составление простых рассказов с опорой на зрительное восприятие. Кроме классических приемов составления рассказов по серии картин, пересказу адаптированных сказок мы рекомендуем метод комментированного рисования.