ЗАЧЕМ НУЖНА ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ

10.11

Еду в электричке. Путь неблизкий, вся дорога занимает 5 часов. Но мне это на руку — наконец-то можно почитать, ни на что не отвлекаясь. По диагонали от меня сидит семья: папа, мама и две мальчишек. Тот который постарше, увлеченно что-то смотрит на своем телефоне и лишь изредка отрывает глаза от экрана, а уши от наушников, чтоб раздраженно ответить на обращения родителей.

В голове проносится мысль: «Подростки — такие подростки!», но мое внимание больше привлекает младший.  В нем я почти сразу узнаю «нашего». Его взгляд скачет по окружающим предметам и не притормаживает на лицах людей. Он потряхивает руками, качает головой и время от времени выдает голосовые рулады, совсем не похожие на слова.

Мальчишке около шести. Родителям сначала удается удерживать его на месте при помощи хрустящих хлебцев, машинок, карандашей и телефона. Но их хватает не на долго. Через какое-то время ребенок начинает ерзать, вскакивать, прыгать, а чуть позже вагон заполняется громкими криками. То мама, то папа предлагают разбушевавшегося ребенку игрушки и снеки, но ничего не помогает. Он отшвыривает все, что ему протягивают и истошно кричит. Попытки папы угомонить бедолагу заканчиваются прокушенным до крови пальцем.

Родители нервничают, мама вся раскраснелась, и я чувствую кожей, как ей хочется провалиться сквозь землю от стыда. Тут подросток отрывается от своего телефона, закатывает глаза и втыкает в уши брата свои наушники. Мальчишка сначала пытается вырвать и их, но постепенно успокаивается и затихает.

Родители выдыхают и с благодарностью смотрят на старшего сына, а он просто пожимает плечами и говорит: «Его наверно просто достал этот гул».

Скорее всего так и было, потому что до конца всего пути ребенок больше не кричал. Он сначала поспал, а потом, все так же в наушниках следил за мельканием пейзажей за окном.

Знаете какой была моя первая мысль, когда я все это увидела?
Им срочно нужна функциональная коммуникация!

Ребенку не хватает навыков функциональной коммуникации. Если бы он смог сообщить родителям о сенсорном дискомфорте, то этих неприятных моментов можно было бы избежать. Благо рядом был парнишка, который сообразил в чем дело, а если бы его не было! Представляете, какой тяжелой оказалась бы эта дорога для малыша, его родителей и, чего уж греха таить, меня?

К сожалению, у моего маленького аутичного попутчика не было иного способа решить проблему, с которой он столкнулся. Истерика — это всего лишь привычная реакция на испытываемый дискомфорт, которая закрепилась в его прошлом опыте. Решением проблемы, для этой семьи, могла бы стать функциональная коммуникация.

Не стоит забывать, что, если ребенок не может говорить,  это еще не значит, что ему не доступны иные способы сообщить окружающим о своих потребностях и желаниях. Грустно, что в погоне родителей за речью, ребенок в итоге часто оказывается вовсе лишенным «голоса».

Что может дать ребенку и семье функциональная коммуникация?

1) Изменение проблемного поведения на функциональное. Ребенок сможет сообщить окружающим чего он хочет или от чего ему плохо, не прибегая к проблемному поведению. Ему не придется изнурять себя истерикам и, которые не всегда приносят желаемый результат, он сможет решать свои проблемы быстро и эффективно.

2) Обогащение социального опыта. С ребенком, который может вести себя адекватно ситуации, который не причиняет окружающим людям чрезмерного дискомфорта, хочется бывать в разных местах и встречаться с разными людьми. Это открывает как для него самого широкие возможности для обретения опыта, так и для его семьи. Родители, наконец, могут выйти из изоляции и снова начать вести активную социальную жизнь

3) Повышение качества жизни. Вы только представьте, как себя чувствует человек лишенный возможности быть понятым другими, выразить себя, удовлетворить потребности, реализовать желания. А теперь представьте, что он будет чувствовать, когда сможет получить все это.  Жизнь ребенка станет более наполненной, богатой, приносящей удовлетворение и радость. А разве это не то, чего хотят все родители для своих детей? Разве это не повысит качество жизни и самих родителей?

4) Независимость. Если бы я спросила у родителей аутичного ребенка из «ласточки», хотят ли они, чтоб их ребенок стал более независимым, я уверена, что услышала бы: «Да! Конечно!». А ведь именно функциональная коммуникация ведет к независимости. Ему не надо ждать, когда рядом будет кто-то из близких, способный понять его внутренние побуждения или угадать его желания, ему не надо надеяться на толерантность и доброту окружающих. Он сможет сам удовлетворять свои потребности, отстаивать интересы, строить отношения, добиваться того, чего хочет. Даже если так никогда и не сможет произносить слова! Благодаря функциональной коммуникации каждый может стать более независимым и как следствие более уверенным в себе и удовлетворенным своей жизнью