Я НЕ ХОЧУ ЗАНИМАТЬСЯ С РЕБЁНКОМ. ИСПРАВЬТЕ МЕНЯ.

25.08Бывали у вас подобные мысли? По опыту знаю, что большинство родителей (чаще мам, потому что именно они проводят большую часть времени с малышом) время от времени сталкиваются с нежеланием заниматься с ребёнком в спектре и, при этом, осуждают себя за это.

То есть, они испытывают вину за то, что чувствуют. И, вместо того, чтоб понять причины внутреннего сопротивления, разобраться с ними, начинают требовать от себя правильных чувств и правильных действий. Хотя это примерно то же самое, как требовать от себя не чихать в тот момент, когда пыль уже попала в нос и уже возникло непреодолимое желание чихнуть.

К сожалению, родители, которые оказываются в плену у таких требований, обычно, попадают в порочный круг: они не хотят заниматься с ребёнком, считают, что это очень плохо, начинают ругать себя за нежелание, это, закономерно, вызывает чувство вины, подавленность, раздражение, а с таким эмоциональным фоном нет никаких шансов найти в себе силы заниматься. Поэтому, в итоге, родитель не хочет, а, вернее, уже не может, заниматься с ребёнком.

Поэтому, первое чему надо научиться родителям — это не ругать себя за свои чувства, не требовать от себя того, на что они, по каким-то причинам, пока не способны, а, наоборот, с заботой и интересом исследовать себя, чтоб с максимальной пользой использовать собственный ресурс.

Есть три основные причины, почему родители не хотят заниматься.

  1. Завышенные ожидания. Вы ждете, что каждое ваше усилие всегда будет приводить к значимым и страстно желаемым результатам. А если этого не происходит, то мозг начинает сопротивляться. Зачем делать бессмысленную работу, которая не решает поставленных задач?

Что делать? Ставить адекватные цели, которые соответствуют вашим ценностям и учитывают возможности.

Пример неполезной цели: Я хочу, чтоб мой ребёнок смог пойти в обычную школу, в обычный класс и ни чем не отличался от других детей, потому что невыносимо думать, что он будет не таким как все.

Полезная цель будет конкретной и опираться на возможности. Например, я хочу, чтоб мой ребёнок научился самостоятельно одеваться или я хочу, чтоб он умел ждать, потому что это позволит ему меньше нервничать и получать больше удовольствий от жизни, а у меня появится чуть больше свободного времени.

  1. Неразделённая ответственность. Вы думаете, что только от вас зависит, как будет развиваться ребёнок, что только ваши действия определяют, сможет ли он жить обычной жизнью в будущем. Вы возлагаете на себя ответственность за то, на что не можете в полной мере влиять. На то, как будет осваивать ребёнок знания и навыки виляет большое количество факторов, от генетики до государственной системы образования. Родительское участие значимо, но оно не основополагающе.

Чрезмерная ответственность рождает сопротивление, потому что невозможно нести непосильную ношу.

Что делать? Как в известном изречении: менять то, что можете изменить, принимать то, что не можете и понимать разницу между первым и вторым. Поможет в этом осведомленность и информированность, поэтому в план развития ребёнка закладывайте своё обучение.

  1. Усталость, истощение, выгорание, депрессия. Если у вас растёт особый малыш, вы можете не заметить, как ваша жизнь превратилась в гонку. Вы, как робот с утра до вечера делаете только то, что должны и ничего из того, что хотели бы. Но организм не может работать в таком режиме постоянно. В какой то момент, вы просто оказываетесь не в состоянии делать обычные вещи, не то, что заниматься с ребёнком.

Что делать? Мы даже наши машины исправно заправляем и обслуживаем, чтоб они нам верно служили, но от себя почему-то ждём сверхспособностей. Вместо того, чтоб жить с собой в ладу и мире, мы давим на себя и нещадно ругаем за малейший промах.

Поэтому начните строить с самим собой добрые и заботливые отношения. Помните, что вы достигаете целей только при помощи себя самих. Вы сами у себя главный инструмент по исполнению желаний. Так начните его холить и лелеять, чтоб он долго и исправно помогал вам строить ту жизнь, которой вы хотите жить.