Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма

     2 апреля — Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма.

     Один из наиболее ценных инструментов современного человека — информация. Ее даже можно назвать своего рода оружием, а человека хорошо информированного — человеком вооруженным. Вооруженному знаниями проще бороться и противостоять различным предрассудками и домыслам.

      Поэтому так важно знать. Откуда-то узнать. Поэтому так важно информировать. Мы перевели для вас очередную статью и хотим, чтобы вы стали чуть сильнее.

6 РАСПРОСТРАНЕННЫХ МИФОВ ОБ АУТИЗМЕ, КОТОРЫМ ВЕРЯТ СЛИШКОМ МНОГИЕ

       Вокруг аутизма создалось огромное количество мифов. Мы задали вопрос экспертам: что нужно знать родителям, чтобы определить где реальность, а где вымысел?

    Многие родители детей с РАС в отчаянной попытке помочь своим детям ищут в сети ответы на возникающие у них вопросы. Но в интернете их ждет масса советчиков на различных форумах и рассказы о «‎волшебной таблетке»‎ — чудесных методах излечения, как правило, бездоказательных.

     Правда заключается в том, что даже последние исследования по теме дают противоречивые результаты, и множество вопросов остается без ответов. Это приводит к тому, что люди пытаются самостоятельно заполнить пробелы.

      Весь этот неуправляемый поток информации не просто бесполезен для родителей, а в некоторых случаях может быть даже опасен. Поэтому мы попросили экспертов разрушить некоторые из наиболее распространенных мифов, которые прижились в интернете.

Миф № 1: Аутизм — это один диагноз

      Аутизм — «спектральное» расстройство. Это означает, что симптоматика, степень выраженности нарушений и их проявления разнообразны и индивидуальны в каждом случае.

     Среди характерных черт расстройств аутистического спектра (РАС) задержка или отсутствие речи, повышенная сенсорная чувствительность (реакция на определенные звуки, свет, текстуры), склонность к однообразным, повторяющимся действиям, нарушение или отсутствие социальных навыков, а также судорожные приступы и проблемам с ЖКТ.

    Но эти возможные симптомы присутствуют не у каждого ребенка с РАС и для применения правильной терапии важно распознать уникальные проявления. Сюзанна Льюис, педиатр и медицинский генетик Университета Британской Колумбии, председатель профессионального консультативного комитета по аутизму в Канаде говорит: «Это очень важно. Вместо того чтобы ожидать все проявления [из контрольного списка] мы могли бы быстрее диагностировать и начинать терапию. Некоторые из симптомов могут никогда не проявиться. И чем раньше вы начнете терапию, тем лучше результаты — речь, интеллект, адаптивные навыки, все прогрессирует».

Миф № 2: У всех детей с аутизмом есть интеллектуальные нарушения

      Исследование, проведенное в США в рамках мониторинга аутизма и нарушений развития (ADDM), показало, что у 69 процентов детей с аутизмом не было умственной отсталости, которая обычно определяется как показатель уровня интеллекта (IQ) 70 или ниже.

     Тем не менее, существует общее заблуждение, что у всех аутистов ограниченный интеллект. «Люди могут основывать свои предположения, например, на том, насколько хорошо кто-то общается или выражает свои мысли», — говорит Джессика Брайан, психолог из Детской реабилитационной больницы Holland Bloorview в Торонто. «Но дети с аутизмом могут быть очень умными в одних областях и сталкиваться с проблемами в других, как и любой другой ребенок, хотя их сильные и слабые стороны имеют тенденцию сильно разниться. Например, ребенок с аутизмом может иметь ограниченные речевые навыки, но очень хорошо решать сложные головоломки», — говорит Брайан. Она подчеркивает: «Интеллект не основан только на одной способности».

Миф № 3. Детям с аутизмом не нужны друзья

     Детям с аутизмом с трудом дается общение и социальные навыки, из-за чего им сложно выразить свои желания или вступить в совместную игру. Но многим из них, как и большинству других детей, нужны друзья.

      «Может показаться, что некоторые дети, особенно в раннем возрасте, проявляют меньший интерес к дружбе, но, скорее всего, у них не развиты навыки, чтобы заводить друзей и играть вместе», —— говорит профессор Изабель Смит. «Возможно, это займет у них больше времени и их придется обучать этим навыкам».

       Они могут приобрести такие навыки в игровых группах под наблюдением супервизора, но им понадобится больше помощи и руководства, чем в среднем нужно детям их возраста. По мере взросления ребенок с РАС может освоить социальные навыки и общаться с минимальным посторонним вмешательством или даже без него, но подобное общение будет отличаться от типичного общения сверстников.

     «Детям старшего возраста может быть интересно разговаривать на определенные темы, которые они предпочтут всем остальным. Окружающие могут интерпретировать такое поведение, как асоциальное, но зачастую это совсем не так », — говорит Брина Сигел, психолог-исследователь и исполнительный директор Центра аутизма в Северной Калифорнии.

     В конечном счете, ребенок может отстраниться, если у него не получилось завести и поддерживать дружеские отношения, но важно знать, что, если он понимает и развивает социальные навыки, то по мере взросления человек с РАС может обрести дружескую привязанность и симпатию.

Миф № 4: Аутизм вызван исключительно генетическими нарушениями

      Существуют доказательства того, что помимо генетической природы, факторы окружающей среды также влияют на возникновение РАС. Исследователи только начали приходить к такому выводу.
Диагноз аутизм чаще проявляется у однояйцевых близнецов, чем у разнояйцевых. Исследования, проведенные ранее, показали, что если у одного идентичного близнеца аутизм, то вероятность того, что он и у другого близнеца составляет 90%, объясняет Льюис. «Но сейчас, согласно исследованиям, это число составляет от 50 до 70 процентов. Тот факт, что среди остальных 30-50 процентов идентичных близнецов аутизм не выявлен, дает основание предполагать, что факторы окружающей среды также могут играть роль». Иногда воздействие лекарственных препаратов, таких как вальпроевая кислота (противосудорожное средство) или внутриутробное воздействие вирусной инфекции, например, краснухи, может привести к возникновению аутизма.

Миф № 5: Вакцинация провоцирует аутизм

       В 1998 году медицинский журнал The Lancet опубликовал отчет, обнаруживающий связь между вакцинацией и аутизмом, который вызвал бурную реакцию в СМИ и породил много страхов и опасений. Но статья была отозвана, когда подтвердилось, что некоторые данные были сфальсифицированы, а автор был лишен врачебной лицензии.
Некоторые граждане до сих обеспокоены этим вопросом, особую тревогу вызывают консерванты, содержащихся в вакцинах, хотя показатели проявления РАС растут в течение многих лет даже после того, как консерванты были исключены из состава вакцин. Ошибочное восприятие может частично сохраняться потому, что период вакцинации совпадает с тем возрастом, когда возможные признаки аутизма обычно становятся очевидными для родителей и врачей. Но это всего лишь совпадение. Ряд проведенных научных исследований не выявил никакой корреляции между вакцинами и аутизмом.

Миф № 6: Хелирование — эффективный способ лечения аутизма

      Некоторые родители прибегают к хелированию — методике, в рамках которой ребенок принимает определенные препараты для очищения крови от ртути. Этот метод лечения строится на безосновательных сообщениях о том, что ртуть может быть причиной аутизма. При этом применяемые препараты не были признаны безопасными и эффективными, их прием может повлечь серьезные побочные эффекты, включая повреждение почек (по данным клиники Майо).

     И это не единственный альтернативный метод лечения, который может нанести вред. Некоторые практики утверждают, что витамин А в очень высоких дозах может снизить проявление симптомов аутизма, но в то же время он может вызвать рвоту, истончение костей и повреждение печени помимо прочих осложнений.

      По правде говоря, не существует проверенных способов «вылечить» аутизм, но вы можете поговорить с педиатром и обсудить возможное медикаментозное вмешательство или терапию для вашего ребенка, а также получить направление к специалистам.

     Родители хотят знать, будет ли толк от терапии, улучшатся ли симптомы их ребенка и должны быть уверены, что информация получена из надежных неангажированных источников, а не от разработчика той или иной методы и рекомендаций, — считает Смит.

     «Чем больше ожидания, тем больше здорового скептицизма», — предупреждает она. «И чтобы убедиться, что риски минимальны, узнайте, было ли должным образом изучено применение подобной терапии у детей с расстройствами аутистического спектра с такими же проявлениями, как у вашего ребенка».