Травля в школе. Как спасти ребенка?

Вы когда-нибудь задумывались над тем, что более трети детей, идя в школу, становятся жертвами буллинга? И это речь только о прямых жертвах. Согласно последним исследованиям, от травли страдают все участники процесса, не только те, кто оказываются мишенью издевательств. Опыт буллинга необратимо и не в меньшей мере влияет на развитие личности и немых свидетелей, и активных «подпевал» и, даже, самих агрессоров. Именно поэтому к этому явлению в детском коллективе необходимо относится как к системной болезни.  «Лечить» проблему отдельно взятого ребенка точечно — бессмысленно и даже вредно.

Если детский коллектив болен и в нем процветает буллинг, то в первую очередь издевательствам подвергаются самые слабые его члены. К сожалению, часто ими оказываются дети с особенностями нейро развития. Статистика других стран показывает, что 77% детей с аутизмом оказываются жертвами буллинга в школе. Их непохожесть на других, сложности с коммуникациями и поведением, непонимание социальных нюансов делают их легкими мишенями.  В силу определенных обстоятельств, ребята с аутизмом без интеллектуальной недостаточности и с высоким уровнем функционирования оказываются в эпицентре травли чаще, чем дети, которые нуждаются в постоянном сопровождении и внимании со стороны взрослых.

Буллинг — это не только физическое насилие, угрозы и оскорбления
Он может выглядеть по-разному в разных группах. Не все понимают, что и такие вещи, как систематическое подшучивание, саркастические комментарии, помыкание, потребительское отношение, распространение слухов, агрессивный и издевательский комментинг  в социальных сетях, выставление в невыгодном свете перед другими, игнорирование и бойкотирование — это тоже формы травли. И они не менее опасны.

Исследования говорят нам, что последствия буллинга долгосрочны и могут быть драматичными.  Травля приводит к развитию тревожных и депрессивных расстройств, провоцирует самоповреждающее и деструктивное поведение, снижает самооценку и веру в себя, усугубляет симптомы аутизма, влияет на социальную и личную успешность в будущем.

Родители не сразу могут узнать о том, ребенок подвергается травле в школе. Это может быть обусловлено как сложностями в коммуникациях у детей с рас, так и отсутствием доверия в отношениях со взрослыми или страхом оказаться в еще более уязвимой позиции.

19.01

Признаки, которые могут свидетельствовать о буллинге:

  • У ребенка часто бывают испорчены или утеряны вещи (порваны или испачканы тетради и книги, потеряны мелкие учебные принадлежности и предметы одежды),
  • Ребенок приходит домой в грязной или поврежденной одежде регулярно,
  • Он тратит все карманные деньги в тот же день, как вы их ему дали,
  • Не хочет идти в школу, симулирует болезни,
  • Вы замечаете сниженное настроение особенно в будние дни перед сном и с утра, и явное улучшение в выходные дни и на каникулах,
  • У ребенка снижается успеваемость без явных на то причин,
  • Нарастает аддиктивное и повторяющееся поведение — не может оторваться от игр, от просмотра видеороликов, стимит больше, чем раньше,
  • Вы видите изменения в пищевом поведении и явные признаки решения эмоциональных проблем при помощи еды,
  • Ребёнок молчит, ничего не рассказывает, на вопросы отвечает односложно, старается уединиться (если раньше было по -другому),
  • Ребенок стал плохо спать,
  • Ребенок стал агрессивным по отношению к близким.

Как помочь ребенку, если есть подозрения, что его травят в школе:

  1. Поговорите с ребенком откровенно и заверьте его в том, что вы ничего не будете предпринимать без его согласия, чтобы он вам не рассказал.
  2. Ни в коем случае не давайте ему советов типа: «дай им сдачу», «пожалуйся учителю», «не обращай внимания, и они перестанут». Это может ухудшить положение ребенка в группе
  3. Ни в коем случае не вините его в том, что с ним происходит, это не его вина в 100% случаев, что бы там кому не казалось.
  4. Покажите, что вы на его стороне, готовы защищать  и не оставите один на один с этой проблемой, как бы ни развивались события.
  5. Расскажите ребенку, что он стал жертвой травли, не потому что с ним что-то не так или он в чем-то виноват. Если бы выбор пал не на него, то на кого-то другого, это дело случая.
  6. Расскажите, что быть жертвой буллинга не стыдно и сообщите о статистике. К сожалению, именно по такому сценарию всегда будет развиваться динамика неуправляемой и хаотичной группы.
  7. Расскажите ему о негативных последствиях буллинга, если он отказывается от вашего вмешательства.
  8. Знайте, что ответственность за травлю несет не агрессор и не его «подпевалы»,  а те, кто должен был управлять динамикой группы в детском коллективе. То есть те, кто взял на себя ответственность за их благополучие на период пребывания в школе. А именно учителя и сотрудники школы.
  9. Не пытайтесь решить проблему разговорами с агрессором или с его родителями. Чаще всего это не приводит к желаемому результату.
  10. Договоритесь с ребенком о том, что вы пойдете обсуждать проблему буллинга с сотрудниками школы. Решить ее возможно только с их активным участием, при условии, что у них есть специальные знания и они знают, что делать. Предложите свою поддержку, покажите, что вы хотите помогать, а не обвинять.
  11. Если школа умывает руки, отказывается решать проблему или (бывает и такое) сама является источником травли и занимает явно попустительскую позицию, не оставляйте ребенка в этой группе. Конечно, важно сделать все возможное, чтоб ребенок не уходил из школы в позиции жертвы, не сбегал от агрессоров, но если вы видите, что ничего не изменить и другого выхода нет, избавьте ребенка от мучений. Никто не заслуживает этого опыта. Даже те, кого он, возможно, не надломит, а сделает в будущем сильнее.
  12. Не думайте, что проблема сама рассосется, надо только подождать. Да, иногда так бывает, выбирается новая мишень или агрессор, по каким-то причинам покидает группу. Но не забывайте, что каждый день, который ребенок провел в роли жертвы, оставил неизгладимый след в его психике и заставил страдать. Помогите ему.