Почему дети с аутизмом иногда ведут себя так невыносимо?

3.02 почему дети с аутизмом ведут себяЯ не раз слышала от родителей, воспитывающих детей с аутизмом, что их ребёнок был бы просто идеальным, если бы не поведение. Да что уж, я и сама так иногда говорю про своего сына.

Действительно, чуткие, добрые, ласковые ребята в одночасье превращаются в разгневанных чертят, удивляя, смущая и пугая окружающих. И если такое случается часто, то жизнь семьи, по мере взросления ребенка, все быстрее катится в сторону вынужденной социальной изоляции. Понятно, что пользы от этого нет никому, одни только расстройства и печали.

Можно ли что-то сделать с неприемлемым поведением или это неотъемлемая часть расстройства и с ним надо смириться, как с самим аутизмом?

Ох, если бы я только знала двадцать с лишним лет назад то, что знаю сегодня!

Да, с проблемным поведение можно и нужно работать.И чем раньше начать это делать, тем масштабнее будут эффекты. Неприемлемое поведение, помимо неприятных последствий, еще и сильно ограничивает ребенка в развитии и освоении новых навыков. Не откладывайте и не ждите, когда сформируются и укоренятся вредные поведенческие привычки, меняйте их как можно быстрее, сразу после обнаружения.

Как понять причину неприемлемого поведения?

Любое поведение имеет какую-то функцию. Если ребенок кричит, кидается на пол, швыряет предметы, кусается и дерется , то очень маловероятно, что он делает это потому что ему нравится сам процесс. Скорее всего — это выученное поведение, благодаря которому он решает какие-то свои проблемы.

Первое, что необходимо определить, это какова функция поведения, с какой целью ребенок ведет себя именно так?

Всего выделяют четыре функции поведения:

Сенсорная — поведение решает сенсорные проблемы ребенка.

Избегание требований — при помощи поведения ребенок избегает неприятных для себя последствий.

Доступ к желаемому — ребенок вовлекается в проблемное поведение для получения того, что он хочет.

Привлечение внимания — согласитесь, нет более эффективного способа обратить на себя внимание взрослых, чем начать вести себя неприемлемо.

Несмотря на кажущуюся простоту и очевидность, сходу определить цели поведения довольно сложно. Справиться с этой задачей поможет систематический сбор информации всех случаев неприемлемого поведения.

И вот мы снова приходим к тому, что нашим лучшим помощником в деле развития ребенка становится дневник наблюдений .

Чтобы определить функцию проблемного поведения задайте себе три вопроса и запишите ответы в таблицу АВС:

А. Что произошло до того, как ребенок стал себя так вести? Ответ на этот вопрос помогает определить предшествующий стимул — возможную причину поведения.

В. Что именно мне не нравится в поведении ребенка? Отвечая на этот вопрос, вы фокусируетесь на самом поведении, выделяете конкретные действия, которые требуют изменения.

С. Что произошло сразу после появления поведения? Этот вопрос помогает определить последствия, которые подкрепляют неприемлемое поведение и приводят к его повторению.

На основании этих наблюдений и составляется план поведенческой коррекции.

В процессе работы над поведением, дневник наблюдений необходимо продолжать вести и фиксировать как изменения, так и их отсутствие. Вполне вероятно, что первоначальная гипотеза о предшествующем стимуле или, наоборот, подкреплении, оказалась ошибочной. Фиксация данных в таблице АВС помогает выявить такие ошибки и вовремя их скорректировать.

Определение целей неприемлемого поведения очень важный этап реабилитации ребенка с аутизмом. Систематическое ведение дневника наблюдений может быть и вашим подспорьем в процессе воспитания и неоценимой информацией для специалиста, который реализует план вмешательства.