ПЕРВЫЕ ШАГИ ПОМОЩИ ДЕТЯМ С НЕТИПИЧНЫМ РАЗВИТИЕМ

11.08Шаг 1. Вехи типичного развития.

Для своевременного выявления дефицитов и нарушений в развитии, важно знать чего именно ждать от ребенка в определенном возрасте. Многие молодые и неопытные родители закрывают глаза на первые признаки, в надежде, что за ними стоит индивидуальный темп онтогенеза ребенка, и отказываются от сравнения объема обретенных им навыков с некой нормой.

Иногда дети действительно перерастают особенности, «нагоняют» отставания и дальше развиваются типично. Но бывает и так, что дефициты нарастают, а странности усугубляются, и тогда, каждый месяц игнорирования утраивает проблемы в будущем. Стоит ли уповать на случай, если цена промедления столь высока? Не целесообразнее ли ориентироваться на шкалы типичного развития детей от 2 месяцев до 5 лет и держать руку на пульсе, чтоб своевременно оказывать необходимую поддержку ребенку, тем самым увеличивая его шансы на оптимальный исход.

Шаг 2. Своевременная диагностика.

Можно слышать расхожее мнение, что от постановки диагноза ничего не меняется, если у ребенка есть отставание, его в любом случае нужно развивать, какой бы диагноз не был вписан в его карту. Но давайте вспомним, зачем нам диагнозы? Уж точно не для того, чтоб клеймо на человеке поставить или повесить на него ярлык. Диагноз нужен для выбора адекватной стратегии помощи, ведь при разных диагнозах могут быть совершенно разные терапии первой линии.

Если родители или работающие с ребенком специалисты подозревают у ребенка расстройство аутистического спектра, то лучше сразу идти к детскому психиатру, который специализируется на РАС, а не ходить кругами по неврологам, невропатологам, психотерапевтам и, тем паче, психологам с логопедами. К сожалению, стигматизация всего, что связано с психиатрией, заставляет родителей терять время на поиск более «удобных» вариантов медицинской помощи. Но в нашей стране, диагностировать аутизм и подобрать стратегии лечения могут только психиатры. Чем дольше к ним идет семья с ребенком в спектре, тем с большим количеством сложностей им предстоит столкнуться.

Шаг 3. Раннее вмешательство.

Современные методы лечения расстройств аутистического спектра направлены на уменьшение симптомов, которые мешают повседневному функционированию ребенка и качеству его жизни. Исследования показывают, что раннее вмешательство с большей вероятностью оказывает долгосрочное положительное влияние на симптомы и развитие жизненных навыков.

Ранняя диагностика помогает своевременно прибегнуть к раннему вмешательству. Уже с полутора лет малыш может начать получать квалифицированную помощь. В этот период мозг маленького ребенка наиболее «пластичен» и податлив изменениям. Это дает интервенциям больше шансов быть эффективными и достигать максимально возможного прогресса.

Шаг 4, но не последний по важности. Включенность родителей.

Родители, чьи надежды на будущее оказываются под угрозой, не всегда способны на эффективные действия. Часто они выбирают одну из двух стратегий поведения — избегание или трудоголизм без оглядки на имеющиеся ресурсы. Они могут чередоваться у одного и того же человека, но, к сожалению, ни одна из них (и никакая комбинация из них) не помогут ему успешно решить проблему. И это в то время, как каждое новое исследование показывает какое больше значение на развитие ребенка оказывает участие родителей.

Если исход зависит от возможностей родителей быть включенными в целенаправленное взаимодействие с ребенком, значит критически важно, чтоб эти возможности у них были. И тогда получается, что самым первым шагом на пути развития ребенка в спектре будет поддержка родителей. Повышение осведомленности, обучение, тренинг навыков, психологическая поддержка, психотерапия, включение в поддерживающие и тематические сообщества, освобождение от незначимых и трудозатратных задач. Это то, с чего должен начинаться путь семьи, в которой растет ребенок с особенностями в развитии. Тогда и последующие шаги будут пройдены легче, а полученные результаты значимее.