Первый шаг, чтобы помочь вашему ребенку научиться общаться – это найти способ поддерживать двустороннее взаимодействие, которое понравится вам обоим.
Один из лучших способов начать двустороннее взаимодействие – начать учитывать интересы вашего ребенка. Это часто означает начинать играть во все то, во что играет ваш ребенок, не использовать инструкции и избегать попыток что-то поменять. Что бы он ни делал (если это безопасно для него и окружающих), присоединитесь к нему и начните играть так, как играет он. Это, скорее всего, вызовет отклик и, как следствие – взаимодействие.
3 ключа, чтобы следование интересам ребенка было успешным.
- Следите за интересами
- Присоединяйтесь
- Остановитесь и подождите.
Ключ 1. Следите за интересами.
Внимательно наблюдайте и отмечайте то, что он делает. Подумайте о следующем:
С чем он играет?
Что именно делает с игрушкой/предметом?
Что именно в этом действии ребенка интересует?
Как только вы найдете ответы на эти вопросы, вы будете готовы к нему присоединиться.
Ключ 2. Присоединяйтесь.
Есть несколько способов это сделать.
Делайте то же, что и ребенок.
Толкает машину, толкайте свою рядом с ним. Выстраивает блоки, стройте поблизости.
Когда вы делаете то же, что и ваш ребенок, он может заметить, что вы делаете и начать взаимодействие с вами.
Комментируйте, что делает ребенок и, когда это возможно, указывайте на соответствующий предмет/игрушку.
Например, катает мяч. Укажите на него, когда он катится и скажите: «Вау! Он катится!» Таким образом, вы говорите слова, которые соответствуют интересам ребенка, повышая вероятность того, что он узнает о словах, которые соответствуют его идеям и действиям.
Превратите это в игру.
Некоторые действия легко превратить в игру и это может быть интересным способом присоединиться к ребенку. Важно убедиться, что вы не меняете игру и продолжаете включать интересы ребенка. Ребенок любит прыгать? Начните прыгать вместе, добавляя туда веселья. Ему нравится катать машинки? Устройте гонки или аварию, весело и смешно сталкиваясь машинками, издавая при этом потешные и короткие звуки.
Ключ 3. Остановитесь и подождите.
После того, как вы присоединитесь к игре своего ребенка, остановитесь и подождите, чтобы посмотреть, что произойдет дальше. Внимательно наблюдайте за своим ребенком, чтобы убедиться в его заинтересованности. Продолжите взаимодействие, как только увидите какое-то ответное действие от ребенка – улыбка, взгляд, жест, вокализация или слово. И после этого, вновь подождите. Делая паузы, вы показываете ребенку, что настала его очередь что-то делать и это будет поддерживать взаимодействие.
Именно ваше ожидание дает ребенку возможность общаться.
Когда вы следуете за интересами своего ребенка, не забывайте о том, что вы тоже должны получить удовольствие. И тогда, когда ваш ребенок заинтересован и вы оба находитесь в потоке взаимодействия, у него будет масса возможностей отправить вам сигнал, сообщая, что он ждет продолжение. В это время и происходит лучшее обучение.