КЛЮЧ К РЕШЕНИЮ ПРОБЛЕМ С ПОВЕДЕНИЕМ У ДЕТЕЙ С РАС

22.09У вас аутизм, если вы подвержены стереотипиям и испытываете серьезные сложности в социальных взаимодействиях и коммуникациях. Если вы время от времени устраиваете истерики, причиняете себе вред, швыряетесь предметами и агрессируете, то это ни в коей мере не указывает на наличие расстройства аутистического спектра.

Однако, посмотрите на аутичных детей. Подавляющее большинство из них демонстрирует неприемлемое поведение с разной частотой и интенсивностью. Но, несмотря на это, проблемное поведение не является диагностическим критерием.

Знаете почему?

Потому что, когда ребёнок ведёт себя социально неприемлемым образом — это не проявления нарушений функционирования его мозга, это выученное и, часто, защитное поведение, которое появилось и закрепилось в результате поиска способов справится с угрозами внешнего мира.

То есть, все проблемы поведения, которые так расстраивают нас — это то, чему ребёнок научился (не без нашей помощи), пытаясь минимизировать свои страдания!

Когда вы взгляните на неприемлемое поведение именно под этим углом, вы сможете понять, как помочь ребёнку. Наша задача, не просто исправить его способ реагирования на внешние стимулы. Наша задача дать ему работающие инструменты, которые будут решать его проблемы более продуктивно.

Какие навыки помогают ребёнку эффективно удовлетворять свои потребности, не прибегая к сложному поведению?

  1. Навык попросить желаемый предмет или действие.
  2. Навык просить о помощи.
  3. Навык просить о перерыве.
  4. Навык сообщить о дискомфорте и боли.
  5. Навык отказываться от нежелаемых предметов и действий.
  6. Навык ждать своей очереди или наступления определенных событий.
  7. Навык выражать свои эмоции социально приемлемым способом.

Работа над проблемным поведением включает в себя два направления: непосредственное воздействие на поведение и обучение эффективным способам достигать желаемых результатов.

Вроде все просто, все понятно, но как!? Как знать чему и каким образом учить ребёнка с аутизмом?

Никто не рождается с этими знаниями. Никто не готовит людей к особому родительству. Поэтому, я не открою Америку, если скажу, что для того, чтоб справится с этой задачей, надо просто пойти учиться. Не хочется. Знаю. В начале пути очень много сопротивления. Кажется, что эти знания мне точно не будут нужны вдолгую, ведь ещё чуток и мы справимся с этой напастью. Но знания никогда не будут лишними.

И от того, как мы будем действовать сегодня, зависит то, чему научатся наши дети завтра.

В этом ключ к решению проблем с таким странным и временами ошеломляющим поведением аутичных детей.