Как вплести занятия по развитию в обычный распорядок дня

24.11Особое родительство требует больших вложений времени, энергии и финансов. А их не всегда хватает. Это можно объяснить психологическим состоянием родителей, объективной нехваткой ресурсов, резко изменившимся укладом жизни и дамокловым мечом, висящими над головой: рекомендованными сорока часами вмешательства в неделю.  Как реализовать такое интенсивное вмешательство в реалиях обычной жизни, где есть работа, дом и другие дети? Где найти столько времени, чтоб посвятить его такому количеству занятий?
Есть один отличный способ помочь себе в этом. Вплести занятия в обычный распорядок дня и использовать развивающие возможности естественной среды.
Давайте рассмотрим несколько навыков, которые можно развить у ребенка без отрыва от повседневной жизни.
⦁ Мелкая моторика.
Очень важный навык необходимый для рисования, письма, застегивания пуговиц, завязывания шнурков, а также, косвенно, для развития речи и мышления.
⦁ Привлекайте ребенка к процессу приготовления еды. Он может помочь месить тесто и формировать из него шарики, может нарвать листья салата  и выдавить чеснок через пресс к ужину, может взбить яйца и нарезать банан кружочками для оладий. Да, готовить вы будете дольше, но вы же сразу два дела сделаете — приготовите еду и позанимаетесь с малышом, не прилагая для этого сверхусилий.
⦁ Ухаживайте за комнатными растениями вместе. Пусть ребенок польет их лейкой, вспушит с вашей помощью землю маленькой лопаткой и сорвет засохшие листочки
⦁ Учите ребенка есть самостоятельно, используя вилку и нож, даже если вам кажется, что он пока мал для этого. Получите двойной эффект: и моторика разовьется и на прием к королеве не стыдно будет пойти.
⦁ Если вы, обычно, переливаете или пересыпаете продукты из фабричной упаковки после покупки, то привлеките к этой деятельности ребенка. Пролитое и просыпанное во время первых проб — невеликая цена за хорошую моторику.
⦁ Всегда, когда вы используете в хозяйстве ножницы , чтоб отрезать, например, кусок бечевки, или нарезать зелень, или вскрыть упаковку, зовите на помощь ребенка.
⦁ Не спешите помогать малышу с открыванием тюбика зубной пасты и выдавливанием ее на щетку. Да и вообще, чем меньше вы будете «помогать» и больше «лениться», тем лучше это скажется на моторике.
⦁ Знание частей тела.
В течение дня мы неоднократно дотрагиваемся до ребенка, когда помогаем ему одеться, помыться, почистить зубы, расчесать волосы, перейти дорогу, да и просто, когда обнимаемся. И каждый раз, когда это происходит, наша задача проговаривать, называть части тела, просить повторить. Используйте подсказки и технику неоконченных предложений.
⦁ Правая и левая сторона.
Знание левой и правой стороны важно для понимания ребенком того, где он находится в пространстве и как устроен мир. Для детей с аутизмом эта задача не из легких, так как им надо освоить три составляющих этого навыка: справа/слева от себя, справа/слева от другого человека и справа/слева от третьего объекта.
Вот некоторые повседневные действия, которые помогут пониманию правого и левого:
Когда читаете с ребенком книгу, проговаривайте на какой стороне страницы изображен любимый персонаж.
Во время купания и одевания проговаривайте название стороны тела, например: «этот носочек на правую ногу, этот носочек — на левую», «сначала намылим правую руку, а потом левую».
Попросите ребенка спеть вам песенку сначала на правое ушко, а потом на левое.
Привлеките ребенка к накрыванию стола и научите раскладывать приборы: вилку слева, а нож справа.
На прогулке, поворачивая, каждый раз говорите, в какую сторону вы повернули, а когда ребенок запомнит, просите его диктовать вам маршрут.
4. Навык просьбы.
Базовый навык, который просто необходим в коммуникации, но именно этот навык страдает чаще всего у детей с рас. Однако успех в освоении этого навыка во многом зависит от родительской изобретательности. Обучите ребенка функциональной просьбе во время занятия, а тренировку вынесите в повседневную жизнь. Уберите все предметы, которые интересуют ребенка  или могут ему понадобиться, так, чтоб он не мог сам до них добраться и стимулируйте его обращаться к вам с просьбами.
5. Отличие предметов по цвету, размеру, форме и функции
Сортируйте вместе с ребенком белье по цвету перед стиркой.
Раскладывайте вещи по размеру.
Убирая овощи и фрукты в холодильник, раскладывайте их по форме: овальные киви в один контейнер, круглые апельсины  в другой, а серповидные бананы в третий.
На прогулке проговаривайте ребёнку функции объектов и предметов: автобус — чтобы возить пассажиров, качели — чтобы кататься, лопаточка — чтобы копать, лавочка — чтобы сидеть.
6. Навык самостоятельной организации досуга.
Вы учите ребенка самостоятельно занимать себя, и, со временем, сами получаете возможность немного расслабиться. Если ребёнка с аутизмом нельзя оставить одного ни на секунду — это, чаще всего, значит, что он просто не знает, что ему делать. Составьте список приятных и спокойных занятий для ребенка, которыми он может заниматься самостоятельно, например: слушать музыку в наушниках, рисовать, раскрашивать, лепить пластилином, качаться в кресле-качалке, смотреть мультфильм, играть с лего, собирать пазлы, смотреть фотографии и т. д. Сделайте карточки, которые будут изображать эти действия. Возьмите две из них и расположите в визуальном расписании, например, после ужина. Научите ребенка выбирать сначала из двух, потом из трех или четырех вариантов и занимать себя без вашего участия.  Тот случай, когда вы будете развивать ребенка тем, что не будете с ним заниматься. Правда сначала надо будет приложить усилия, чтобы научить его делать выбор и играть без вас.
Эти несколько вариантов — вам для мотивации и вдохновения. Проанализируйте вашу обычную жизнь и продумайте, как вы можете использовать свою рутину для развития навыков ребенка. Создайте такую среду, в которой занятия с ребёнком будут происходить не вопреки, а благодаря, чтоб при минимальных ваших усилиях, ребенок получал максимальную пользу.  Ребенку нужны не родительские жертвы, а их изобретательность, вовлеченность и критическое мышление.