КАК СТРОИТЬ ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ НАВЫКАМ САМООБСЛУЖИВАНИЯ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

В процессе обучения необходимо отработать алгоритм действий. Это вызовет у ребенка чувство уверенности в своих возможностях, а у вас — чув­ство уверенности в правильности выбора приемов обучения.

  1. Выберите тот навык, который вы будете формировать.
  2. Сообщите ребенку чего вы от него хотите («Расстегни нижнюю пу­говицу на рубашке»).

Сообщение должно быть:

  • кратким;
  • четким;
  • последовательным;
  • подкрепленным определенными действиями.
  1. Разделите процесс «застегивания пуговицы» на маленькие действия — «шаги», которые ребенок в состоянии выполнить. Взрослый должен сам несколько раз выполнить то, чему он собирается обучить ребенка. Четко разделите действия на мелкие поддействия.
  2. Процесс показа выполнения действия, которому вы собираете обу­чить ребенка, должен быть:
  • четким;
  • неторопливым;
  • последовательным;
  • действия выполнения доведены до автоматизма.

Еще одна особенность — сохранение интереса к выполнению действия и игре возможно при его положительном эмоциональном восприятии, для чего ребенку необходима новизна подачи одного и того же задания в разном оформлении (или с усложнением задания).

Каждую игру задание необходимо проводить как новую, для этого нужно:

  • менять игровой материал, на котором отрабатывается навык (смена фактуры, цвета, формы);
  • менять ситуацию, в которой происходит отработка навыка;
  • перенести отработку навыка на предметы одежды и обуви, принадле­жащие другим людям;
  • закреплять навык на одежде и обуви кукол;
  • на своей одежде, лежащей на столе или другом удобном для отработки навыка месте;
  • заканчивать обучение на формировании навыка на одежде и обуви, находящейся на самом ребенке.

Чтобы процесс формирования навыков самообслуживания был успешным необходимо:

  • Организовать взаимодействие ребенка с различными гигиеническими и бытовыми предметами объектами: водой, туалетной бумагой, мыло, лож­кой и др.
  • Включать в занятие игры на узнавание и различение предметов одежды, посуды, гигиенических средств и пр. среди различных и похожих предме­тов, их словесное или жестовое обозначение с использованием указательно­го и соотносящего жестов, соотнесение предмета с картинкой.
  • Знакомить со свойствами этих предметов объектов.
  • Обеспечивать двигательную основу каждого умения и навыка — развить крупную и мелкую моторику.

При обучении ребенка самостоятельности приему пищи важно помнить и о развитии общегигиенических навыков: мытье рук до и после еды (с мы­лом и без), вытирание рта и рук салфеткой.

Обучая ребенка правильно умываться, прививаем ему умения совер­шать действия в определенной последовательности. На первых этапах пока­зываем и объясняем самые простые действия (засучить рукава, смочить ру­ки водой, потереть ладони). Позже, когда у ребенка сформируются отдель­ные умения, усложняем требования — учим открывать и закрывать кран, пользоваться мылом, полотенцем. Постепенно учим детей чистить зубы, умываться, вытираться, причесываться.

Формируя навыки самообслуживания, большое внимание уделяем дей­ствиям, которые требуется выполнять во время раздевания и одевания. Начинать учить снимать и надевать одежду, не требующей застегивания. Позднее применяются различные приспособления для тренировки таких тонких движений, как расстегивание и застегивание пуговиц (сначала больших, потом мелких), расшнурование и шнурование ботинок. Эти же навыки тренируются при раздевании и одевании больших кукол. После за­крепления в играх на кукле они переносятся на самого ребенка.

При развитии навыков социально-бытовой ориентации важно научить ребенка пользоваться предметами домашнего обихода, овладеть различны­ми действиями с ними:

  • открывать и закрывать дверь, пользоваться дверной ручкой, ключом, задвижкой; выдвигать и задвигать ящики; открывать и закрывать кран; пользоваться осветительными приборами;
  • включать и выключать телевизор, радио, регулировать силу звука; снимать телефонную трубку, вести разговор по телефону, правильно набирать номер.