В процессе обучения необходимо отработать алгоритм действий. Это вызовет у ребенка чувство уверенности в своих возможностях, а у вас — чувство уверенности в правильности выбора приемов обучения.
- Выберите тот навык, который вы будете формировать.
- Сообщите ребенку чего вы от него хотите («Расстегни нижнюю пуговицу на рубашке»).
Сообщение должно быть:
- кратким;
- четким;
- последовательным;
- подкрепленным определенными действиями.
- Разделите процесс «застегивания пуговицы» на маленькие действия — «шаги», которые ребенок в состоянии выполнить. Взрослый должен сам несколько раз выполнить то, чему он собирается обучить ребенка. Четко разделите действия на мелкие поддействия.
- Процесс показа выполнения действия, которому вы собираете обучить ребенка, должен быть:
- четким;
- неторопливым;
- последовательным;
- действия выполнения доведены до автоматизма.
Еще одна особенность — сохранение интереса к выполнению действия и игре возможно при его положительном эмоциональном восприятии, для чего ребенку необходима новизна подачи одного и того же задания в разном оформлении (или с усложнением задания).
Каждую игру задание необходимо проводить как новую, для этого нужно:
- менять игровой материал, на котором отрабатывается навык (смена фактуры, цвета, формы);
- менять ситуацию, в которой происходит отработка навыка;
- перенести отработку навыка на предметы одежды и обуви, принадлежащие другим людям;
- закреплять навык на одежде и обуви кукол;
- на своей одежде, лежащей на столе или другом удобном для отработки навыка месте;
- заканчивать обучение на формировании навыка на одежде и обуви, находящейся на самом ребенке.
Чтобы процесс формирования навыков самообслуживания был успешным необходимо:
- Организовать взаимодействие ребенка с различными гигиеническими и бытовыми предметами объектами: водой, туалетной бумагой, мыло, ложкой и др.
- Включать в занятие игры на узнавание и различение предметов одежды, посуды, гигиенических средств и пр. среди различных и похожих предметов, их словесное или жестовое обозначение с использованием указательного и соотносящего жестов, соотнесение предмета с картинкой.
- Знакомить со свойствами этих предметов объектов.
- Обеспечивать двигательную основу каждого умения и навыка — развить крупную и мелкую моторику.
При обучении ребенка самостоятельности приему пищи важно помнить и о развитии общегигиенических навыков: мытье рук до и после еды (с мылом и без), вытирание рта и рук салфеткой.
Обучая ребенка правильно умываться, прививаем ему умения совершать действия в определенной последовательности. На первых этапах показываем и объясняем самые простые действия (засучить рукава, смочить руки водой, потереть ладони). Позже, когда у ребенка сформируются отдельные умения, усложняем требования — учим открывать и закрывать кран, пользоваться мылом, полотенцем. Постепенно учим детей чистить зубы, умываться, вытираться, причесываться.
Формируя навыки самообслуживания, большое внимание уделяем действиям, которые требуется выполнять во время раздевания и одевания. Начинать учить снимать и надевать одежду, не требующей застегивания. Позднее применяются различные приспособления для тренировки таких тонких движений, как расстегивание и застегивание пуговиц (сначала больших, потом мелких), расшнурование и шнурование ботинок. Эти же навыки тренируются при раздевании и одевании больших кукол. После закрепления в играх на кукле они переносятся на самого ребенка.
При развитии навыков социально-бытовой ориентации важно научить ребенка пользоваться предметами домашнего обихода, овладеть различными действиями с ними:
- открывать и закрывать дверь, пользоваться дверной ручкой, ключом, задвижкой; выдвигать и задвигать ящики; открывать и закрывать кран; пользоваться осветительными приборами;
- включать и выключать телевизор, радио, регулировать силу звука; снимать телефонную трубку, вести разговор по телефону, правильно набирать номер.