КАК СПРАВЛЯТЬСЯ С СОБОЙ ВО ВРЕМЯ НЕЖЕЛАТЕЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ РЕБЕНКА?

rew

Нежелательное поведение ребенка — это один из самых мощных триггеров для родительских переживаний. Из всех трудностей, которые сопровождают аутизм, нежелательное поведение — одна из самых гнетущих.

Если я спрошу у родителя ребенка с РАС, когда в последний раз он испытывал максимально неприятные эмоции, то в 8 случаях из 10 услышу в ответ: «Когда у ребенка произошел срыв, и он вел себя просто ужасно».

Если я следом задам ему другой вопрос, что он сделал, когда это произошло, то вероятнее всего узнаю, что ничего хорошего. Например, разозлившийся родитель мог сам сорваться на ребенка, а испугавшийся, невольно подкрепить нежелательное поведение, мгновенно удовлетворив желание крикуна.

Последствия этих действий очевидно негативны и для ребенка, и для родителя. Первый научается неэффективным формам взаимодействия со средой, а второй получает все необходимое для развития невротических реакций: тревожных расстройств, депрессии и эмоционального выгорания.

Нежелательное поведение ребенка — действительно очень сложно переживаемое событие. Но очень много зависит от того, какую оценку мы неосознанно ему даем. Автоматически возникающие мысли о том, что это никогда не кончится или будет иметь ужасные последствия, приводят к сильным негативно окрашенным эмоциям: злости, раздражению, страху, тревоге, беспомощности, безысходности. Эти эмоции запускают поведенческие реакции, которые на поверку оказываются неполезными, а то и вредными.

Что же делать? Как научится реагировать не импульсивно, а разумно?

Давайте для начала определимся, какой родитель смог бы отреагировать разумно. Согласитесь, что только тот, который понимает, что происходит с ребенком, знает, как поступить в сложной ситуации и находится в состоянии, когда он способен управлять своими реакциями. То есть, только обученный и психологически благополучный родитель может справиться с этой задачей.

Поэтому ответом на вопрос «Что же делать?» будет: обучаться и заботиться о себе (две проактивные стратегии). В первое включаются образовательные курсы и программы, рекомендации специалистов и чтение специальной литературы, которые обучают родителей эффективному взаимодействию с ребёнком и объясняют суть расстройства. А второе состоит из удовлетворения базовых потребностей человека (таких как сон, еда, физическая активность, поддержание здоровья), отказа от догматичных требований и критичного отношения к себе, внимания к собственным желаниям и интересам, следования своим жизненным ценностям.

Это долгий путь и непростой, он не позволит «здесь и сейчас» решить проблему, но он самый эффективный и, с инвестиционной точки зрения, самый успешный.

Но как помочь себе внутри ситуации, когда нежелательное поведение уже случилось?

  1. Обратите внимание на свое дыхание. Постарайтесь дышать спокойно и глубоко, при этом растягивая выдох (он должен быть длиннее вдоха на пару секунд). Это позволит избежать импульсивной реакции, так как немного затормозит симпатическую нервную систему.
  2. Сфокусируйтесь на плане действий, который у вас есть от поведенческого специалиста и сосредоточено следуйте ему. Это позволит не только помочь ребенку преодолеть сложный момент и минимизировать вероятность его повторения, но и сместить фокус вашего внимания с оценки ситуации на конкретные действия.
  3. После выхода из кризиса, при первой же возможности, проделайте цикл дыхательных упражнений. Например, сделайте упражнение: диафрагмальное дыхание или, как его еще называют, дыхание животом.
  4. И только после этого проведите анализ ситуации, чтоб сообщить необходимые данные поведенческому специалисту или самим сделать выводы и скорректировать стимулы либо последствия.
  5. Вернитесь к проактивным стратегиям: продолжайте поддерживать себя, заботиться о себе и повышать свою осведомленность в отношении проявлений расстройства ребенка.