Как ребенку с особенностями избежать буллинга в школе?

Каждый четвертый ребенок сталкивается с буллингом в школе. Это очень печальная статистика. В некоторых странах буллинг считают национальной эпидемией и уделяют решению этой проблемы много внимания, понимая тяжесть последствий для всех участников травли и общего социального климата в обществе.

К сожалению, во всех историях с буллингом нет выигравших или непричастных. Травмирующий опыт получают все, и жертвы, и наблюдатели, и даже те, кто травит. С последствиями этих травм люди вынуждены бороться на протяжении многих лет. Опыт травли в детстве во многом определяет качество жизни во взрослом возрасте.

Еще больше удручает статистика буллинга детей с особенностями развития. Более 60% ребят с РАС, обучающихся в общеобразовательных школах, сталкиваются с травлей. Непохожесть и неспособность постоять за себя делают их лакомым объектом для агрессоров.

Буллинг происходит во всех слоях общества, в разных сферах, по разным причинам и на всех этапах жизни, но пик приходится на ранний подростковый возраст от 9 до 15 лет. Прекрасная школьная пора для некоторых ребят становиться самым ужасным временем в жизни.

Что такое буллинг?

Специалисты считают, что одна из основных причин буллинга в школах: размытость понимания, что это такое, и отсутствие однозначной оценки этого явления со стороны окружающих. Когда у детей спрашивают, почему они это делают, те просто пожимают плечами и говорят, что не видят в этом ничего плохого, они же бьют, они просто шутят.

Буллинг — это систематическое, намеренное психологическое давление и травля одного ребенка другим или целой группой детей.

Что считается буллингом?

Когда ребенка дразнят, обзывают, говорят издевательским тоном, смеются над характерными особенностями, оскорбляют, распространяют слухи, портят и отбирают вещи, угрожают, толкают, бьют, игнорируют.

К сожалению, жертвы сами не всегда могут понять, что происходящее с ними и есть буллинг.

Как распознать буллинг в случаях детей с РАС?

Дети с аутизмом не всегда могут выразить свои эмоции и рассказать о том, что с ними происходит. Более того, они не всегда понимают, что над ними издеваются, чем провоцируют еще более изощренную травлю.

В таких случаях, обидчик буллит не с целью получить негативную эмоциональную реакцию от жертвы, а чтобы получить одобрение и подтверждение своего доминирующего статуса со стороны наблюдающих.

Нет одного рецепта или чек листа, который поможет вам точно распознать травлю вашего ребенка в школе, но есть некоторые характерные для этого явления внешние проявления:

  • У ребенка пропадают систематически вещи,
  • Ему снятся кошмары по ночам,
  • Дома он стал более агрессивным и злым,
  • Он замкнут и не хочет говорить про школу,
  • Явная разница в настроении в выходные дни и будни,
  • Он приходит домой голодным,
  • Он стал хуже учиться,
  • Он не хочет идти в школу,
  • У него на теле могут быть синяки и царапины,
  • Он ничего не рассказывает про одноклассников, у него нет друзей,
  • Он стал больше стимить и вокализировать.

Что делать, чтоб уберечь ребенка от издевательств?

1. Учить ребенка рассказывать вам о событиях в школе (при помощи речи или альтернативной системы коммуникации). Используйте временную шкалу и расписание, |чтоб помочь ребенку перечислить события дня. Дайте ребенку картинки со смайлами, отображающими эмоции. Научите его соотносить их со своим состоянием. Попросите ребенка выбрать смайл, соответствующий его чувствам на каждом этапе временной шкалы.

2. Формировать партнерские отношения с учителями, школьными психологами и воспитателями. Совместно разрабатывать превентивные меры и стратегии борьбы с буллингом в школе, которые могут включать:

  • совместная групповая проектная деятельность (для формирования сотрудничающих, а не конкурирующих отношений внутри детского коллектива),
  • уроки доброты, информирующие детей о проблемах буллинга, аутизма, неоднородности социальных групп, толерантности,
  • поощрение вмешательства сверстников в ситуации буллинга, с целью прекращения и зашиты слабого, обучение их эффективному реагированию на травлю других,
  • безопасные способы сообщить о случаях издевательств, чтоб при этом не прослыть стукачом и не навлечь на себя гнев обидчиков (доступные почтовые ящики, обученные специалисты, готовые выслушать и решить проблему и т.д.),
  • назначение ответственных в школе для контроля над общей атмосферой вне занятий (дежурные из числа взрослых, которые контролируют ситуацию на школьном дворе, в столовой, во время перемен),
  • организация продуктивного досуга для учащихся,
  • выделение безопасных мест, где дети могут находиться, если чувствуют угрозу,
  • в подтвержденных случаях буллинга, категоричное требование прекратить издевательства.

3.Работать над развитием социальных навыков ребенка, обучать распознавать издевательское отношение к себе и выбирать эффективные стратегии поведения.

4.Способствовать формированию дружеских отношений между детьми, организовывая игровые встречи, общественные мероприятия, совместные проекты, походы и т.д.

5.Не замалчивать проблему, не избегать, просто переводя ребенка в другую школу (иногда — это лучшее решение, но не тогда, когда вы просто бежите от решения проблем).

6. Не возлагать на ребенка ответственность за то, что он стал жертвой буллинга. Не пытаться исправить или изменить его и тем избавить от травли. Буллинг — это проблема не только жертвы и агрессора, это всегда проблема группы, которая включает взрослых (иногда игнорирующих буллинг, а иногда невольно поощряющих). Если ребенок уже столкнулся с травлей, он больше нуждается в поддержке и защите, чем в ургентном наверстывании неосвоенных ранее социальных навыков.

7. Помнить, что ответственность за буллинг в школе лежит не на учениках, а на коллективе школы. Как бы не хотелось разобраться с маленьким агрессором, решать проблему надо комплексно и с теми, кто реально управляет ситуацией, занимает доминирующую позицию и обязан создавать безопасную среду для всех участников образовательного процесса.

Материал Натальи Топурия @giorgi_natalya