КАК ПОМОЧЬ СВОЕМУ РЕБЕНКУ С АУТИЗМОМ ПОДГОТОВИТЬСЯ К ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ?

21.10Милый малыш, так умилителен и так непоседлив. Его странности и особенности легко сходят за повышенную шаловливость и избалованность. Родители смотрят с нежностью на своего ребенка и… наотрез отказываются думать о его будущем.

Большинство из нас, родившихся в прошлом веке, представляют себе взрослого человека с ментальными нарушениями, как глубоко несчастного, бесправного и никому ненужного индивида. У нашего поколения не было возможности увидеть другую картину .

Желание избегать мыслей о будущем ребенка с особенностями объяснимо, но совсем не полезно. Задумываться о взрослении надо с самого раннего детства, тогда оно и пугать будет меньше и цели для работы со специалистами будут выбраны именно те, которые действительно нужны.

  1. Развивать жизненно важные навыки.

Кажется, что пока ребенок маленький, у него достаточно времени, чтоб освоить жизненные навыки, а это время лучше использовать для обучения и накопления академических знаний. Согласитесь, что мы скорее будем гордиться тем, что наш малыш знает все буквы, чем то, что он может высморкаться. Однако функциональные навыки очень важны. Ведь именно они определяют качество жизни ребенка. Поэтому в план вмешательства обязательно надо включать работу над развитием функциональных навыков, которые помогут ребенку заботиться о себе и быть настолько самостоятельным, насколько позволяет его возраст и состояние.

  1. Учить делать выбор.

Способность делать выбор имеет решающее значение для качества жизни человека и его самоопределения. Этот навык должен стать частью любого плана вмешательства. Для того, чтоб ребенок мог самостоятельно делать выбор, необходимо постоянно упражняться и тренировать способность выбирать.

Можно начинать с самого простого: предложить ребенку выбирать одежду, которую он наденет, напиток, который он будет пить, руку, которой будет включать свет, полотенце, которым будет вытираться. Главное, научить детей делать простой выбор между двумя-тремя вариантами и тогда, в последующем, он сможет выразить свои предпочтения в повседневный жизни .

  1. Перестать опекать, начать сопровождать

Сложно поменять свое отношение к ребенку, у которого есть особые нужды. Защищать, обеспечивать безопасность, заботиться, оберегать — все эти эволюционные программы работают автоматически и заставляют нас предугадывать желания, считывать неудовлетворенности, стелить соломку и освобождать от всего, что дается ребенку с трудом. Но куда может привести такая опека?

Лучше пересмотреть свои взгляды на воспитание и перестать лишать ребенка полезного и очень нужного для созревания опыта. Надо позволить ему ошибаться, набивать шишки, экспериментировать, научить его соблюдать правила и брать ответственность за свои действия. А для этого родители должны увидеть в своем маленьком особенном малыше отдельного человека, у которого впереди большая жизнь, и взять на себя роль проводника, а не костыля или, того хуже, протеза.

  1. Научить ребенка помогать другим.

Ничто так не помогает взрослеть и зреть, как оказание помощи другим людям. Родители, в стремлении дать детям самое лучшее, превращаются в обслуживающий персонал и даже представить не могут, что ребенок способен сам оказывать им помощь. Для этого не обязательно становиться выше мамы. Можно начать с самых простых вещей в самом нежном возрасте. Пусть ребенок принесет то, что вам в данный момент нужно, подержит то, что мешает, пока ваши руки заняты, раздаст к ужину салфетки, нальет воды, припудрит сахарной пудрой кексы. Благодарите его за помощь, говорите, что без него не справились бы, поощряйте не только похвалой, но и ответными приятностями. Наша повседневная жизнь предоставляет для тренировки массу возможностей. Главное их замечать и использовать.

  1. Дать больше независимости.

Некоторые родители боятся оставить ребенка наедине с самим собой , считая, что каждая минута, не потраченная на занятие и развитие — это минута, прожитая зря. Однако надо отбросить эти страхи, ведь как иначе ребенок будет учиться независимости, если каждый его шаг сопровождает другой человек. Стоит дать ему больше свободы, но внутри структурированной среды, чтоб он имел возможность выбирать занятие для себя и познавать мир. Часто, родители не оставляют ребенку права принимать самостоятельные решения, считая, что он еще мал. Но как он научится этому во взрослом возрасте, если будет лишен такого опыта в детстве?

Хороший вопрос, который стоит чаще задавать себе: «Каким я хочу видеть своего ребенка в будущем?». И вспоминать, что все мы хотим видеть наших детей счастливыми, максимально независимыми и продуктивными. А для этого нужны не только (и не столько) академические знания, но и другие важные навыки, которые иногда выпадают из фокуса нашего внимания. Давайте не забывать, что наша цель вырастить не физика-ядерщика, а довольного своей жизнью человека.

Милый малыш, так умилителен и так непоседлив. Его странности и особенности легко сходят за повышенную шаловливость и избалованность. Родители смотрят с нежностью на своего ребенка и… наотрез отказываются думать о его будущем.

Большинство из нас, родившихся в прошлом веке, представляют себе взрослого человека с ментальными нарушениями, как глубоко несчастного, бесправного и никому ненужного индивида. У нашего поколения не было возможности увидеть другую картину .

Желание избегать мыслей о будущем ребенка с особенностями объяснимо, но совсем не полезно. Задумываться о взрослении надо с самого раннего детства, тогда оно и пугать будет меньше и цели для работы со специалистами будут выбраны именно те, которые действительно нужны.

  1. Развивать жизненно важные навыки.

Кажется, что пока ребенок маленький, у него достаточно времени, чтоб освоить жизненные навыки, а это время лучше использовать для обучения и накопления академических знаний. Согласитесь, что мы скорее будем гордиться тем, что наш малыш знает все буквы, чем то, что он может высморкаться. Однако функциональные навыки очень важны. Ведь именно они определяют качество жизни ребенка. Поэтому в план вмешательства обязательно надо включать работу над развитием функциональных навыков, которые помогут ребенку заботиться о себе и быть настолько самостоятельным, насколько позволяет его возраст и состояние.

  1. Учить делать выбор.

Способность делать выбор имеет решающее значение для качества жизни человека и его самоопределения. Этот навык должен стать частью любого плана вмешательства. Для того, чтоб ребенок мог самостоятельно делать выбор, необходимо постоянно упражняться и тренировать способность выбирать.

Можно начинать с самого простого: предложить ребенку выбирать одежду, которую он наденет, напиток, который он будет пить, руку, которой будет включать свет, полотенце, которым будет вытираться. Главное, научить детей делать простой выбор между двумя-тремя вариантами и тогда, в последующем, он сможет выразить свои предпочтения в повседневный жизни .

  1. Перестать опекать, начать сопровождать

Сложно поменять свое отношение к ребенку, у которого есть особые нужды. Защищать, обеспечивать безопасность, заботиться, оберегать — все эти эволюционные программы работают автоматически и заставляют нас предугадывать желания, считывать неудовлетворенности, стелить соломку и освобождать от всего, что дается ребенку с трудом. Но куда может привести такая опека?

Лучше пересмотреть свои взгляды на воспитание и перестать лишать ребенка полезного и очень нужного для созревания опыта. Надо позволить ему ошибаться, набивать шишки, экспериментировать, научить его соблюдать правила и брать ответственность за свои действия. А для этого родители должны увидеть в своем маленьком особенном малыше отдельного человека, у которого впереди большая жизнь, и взять на себя роль проводника, а не костыля или, того хуже, протеза.

  1. Научить ребенка помогать другим.

Ничто так не помогает взрослеть и зреть, как оказание помощи другим людям. Родители, в стремлении дать детям самое лучшее, превращаются в обслуживающий персонал и даже представить не могут, что ребенок способен сам оказывать им помощь. Для этого не обязательно становиться выше мамы. Можно начать с самых простых вещей в самом нежном возрасте. Пусть ребенок принесет то, что вам в данный момент нужно, подержит то, что мешает, пока ваши руки заняты, раздаст к ужину салфетки, нальет воды, припудрит сахарной пудрой кексы. Благодарите его за помощь, говорите, что без него не справились бы, поощряйте не только похвалой, но и ответными приятностями. Наша повседневная жизнь предоставляет для тренировки массу возможностей. Главное их замечать и использовать.

  1. Дать больше независимости.

Некоторые родители боятся оставить ребенка наедине с самим собой , считая, что каждая минута, не потраченная на занятие и развитие — это минута, прожитая зря. Однако надо отбросить эти страхи, ведь как иначе ребенок будет учиться независимости, если каждый его шаг сопровождает другой человек. Стоит дать ему больше свободы, но внутри структурированной среды, чтоб он имел возможность выбирать занятие для себя и познавать мир. Часто, родители не оставляют ребенку права принимать самостоятельные решения, считая, что он еще мал. Но как он научится этому во взрослом возрасте, если будет лишен такого опыта в детстве?

Хороший вопрос, который стоит чаще задавать себе: «Каким я хочу видеть своего ребенка в будущем?». И вспоминать, что все мы хотим видеть наших детей счастливыми, максимально независимыми и продуктивными. А для этого нужны не только (и не столько) академические знания, но и другие важные навыки, которые иногда выпадают из фокуса нашего внимания. Давайте не забывать, что наша цель вырастить не физика-ядерщика, а довольного своей жизнью человека.