КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА С РАС СОЦИАЛЬНОМУ ПОВЕДЕНИЮ?

 errq

   Трудности в социальном взаимодействии — это диагностический критерий расстройства аутистического спектра. То есть, если у вас есть аутизм, то ваше социальное поведение неизбежно страдает.

     Значит ли это, что детей в спектре не надо обучать взаимодействовать с другими людьми? Конечно, же нет. Напротив, стоит сфокусировать свои усилия на развитие функционального социального поведения, чтоб максимально нормализовать жизнь ребенка с РАС.

Что такое социальное поведение?

    Социальное поведение очень сложный процесс и по своей сути представляет собой совокупность действий, направленных на взаимодействие с другими людьми для удовлетворения своих потребностей, выражения чувств, разделения эмоций, обмен информацией и опытом. Социальное поведение включает в себя коммуникативные навыки, эмпатию, способность понимать социальные сигналы и соответствовать социальным ожиданиям.

    У детей с РАС социальные трудности часто выражаются в неумении инициировать контакт с другими людьми, поддерживать и развивать отношения, ожидаемо реагировать на обращения, понимать и интересоваться чувствами окружающих, адекватно выражать свои эмоции и желания.

     Из-за дефицита этих навыков, дети с аутизмом зачастую ведут себя непонятно для других и не могут построить дружеские отношения или стать частью какого-либо социального круга. Ситуацию сильно усугубляют трудности с разговорной речью, которые испытывают многие люди с аутизмом.

    Следствием неразвитости социальных навыков может быть неприемлемое поведение, выражающееся в агрессии, самоагрессии, убеганиях, истериках, избегании нового опыта и чрезмерной самостимуляции. В более взрослом возрасте, у людей с рас, у которых не сформировались базовые социальные навыки, могут развиться тревожные, депрессивные, обсессивно-компульсивные расстройства и зависимое поведение.

Как можно научить социальному поведению?

    Основным способом научить социальному поведению людей с РАС на сегодняшний день являются вмешательства, основанные на прикладном анализе поведения (АВА). Они нацелены на обучение социальным навыкам как самого ребенка с аутизмом, так и его родителей.

      Детям, не владеющим разговорной речью, необходимо предоставить доступ к альтернативному способу коммуникации (например, PECS), чтоб устранить препятствия для социального взаимодействия.

       Обучение может происходить как индивидуально, так и малых группах детей со схожим уровнем социальных навыков и интересов.

Как можно дома развивать социальные навыки у детей с РАС?

  1. Учите ребенка играть с игрушками, показывая на своем примере. У машинки можно не только крутить колеса, но ее еще можно скатывать с импровизированной горки и возить на ней игрушки, а куклу не только тискать перед сном, а еще кормить, качать, укладывать спать, лечить. Да, ребенок с аутизмом не будет спешить перенять новую и непонятную для него манеру игры, но продолжая играть с ним, показывая ему разные способы, можно нащупать интерес и развить его. Лучший способ научить аутичного малыша использовать свое воображение с игрушками — это показать ему, как это делается.
  2. Помогите ребенку с аутизмом освоить навык ждать своей очереди. Он может не понимать концепцию совместного использования игрушек с другими, его надо этому специально научить. Тогда он получит возможность участвовать в совместной деятельности с другими детьми. Например, игра в мяч может превратиться в занятие, если целью станет освоение навыка пинать его поочередно. Эта простая игра покажет ребенку, что совместное использование игрушек включает в себя более одного человека и, при этом, тоже доставляет удовольствие.
  3. Еще одно прекрасное средство для развития социальных навыков — настольные игры. Они помогают развивать концепцию взаимного обмена и следования определенным правилам. Играя с ребенком в настольные игры вы помогаете ему понять, что соблюдение правил приводит к ожидаемым последствиям и может приносить удовольствие.
  4. Учите ребенка распознавать эмоции других и реагировать на них социально ожидаемым образом. Многие аутичные дети склонны чрезмерно или недостаточно реагировать на внешние события. Научить их вести себя адекватно в разных ситуациях помогут социальные истории и просмотр видеороликов. Они позволят понять аутичным малышам социальные нормы, увидеть эмоции, которые другие люди проявляют по отношению к ситуации и понаблюдать за их способами реагирования.
  5. Некоторые дети с аутизмом не понимают концепцию личного пространства. Они могут стоять слишком близко к другим, могут бить их, наступать, толкать, врезаться, трогать. Чтобы помочь ребенку решить проблемы с границами и научить его уважать личное пространство, возьмите два обруча. Положите их на землю рядом друг с другом. Пусть в один из обручей встанет ваш ребенок, а в другой встаньте сами. Объясните на примере обруча где «ваше пространство» и где «его пространство». Теперь пригласите его в «ваше пространство»: «Хочешь обнять меня?». Как только он окажется внутри вашего обруча, крепко обнимите его. Но после объятий предложите ему вернуться в «свое пространство».

    Рассуждая о социальном развитии детей с аутизмом, некоторые люди могут спросить, действительно ли их можно научить социальным навыкам? Вряд ли можно дать однозначный ответ на этот вопрос, но совершенно точно, ребенок будет намного более социально адаптированным, если вы верно определите цели развития и обеспечите поддержку при помощи вмешательств с доказанной эффективностью и создания благоприятной среды дома.