Как научить аутичного ребенка распознавать и выражать боль?

18.11На днях, в беседе с друзьями, я сказала, что если бы расстройству моего сына не сопутствовали эмоциональные срывы, я бы сочла аутизм благословением. Почему бы и нет, Гиорги очень аккуратен, последователен, добр, ласков и отзывчив. Всегда готов помочь мне и без возражений берет на себя многие дела по дому. Если он что-то запланировал, он выполняет это без лени и раздражения, каждые день делает зарядку и всегда кладет вещи на свои места (кто из нас может похвастаться этим?). Идеально, не находите?

Но есть одно но. Иногда у него случаются вспышки гнева . Сейчас я уже знаю, что за ними всегда стоит какая-то причина. Это могут быть: неудовлетворенность, эмоциональные переживания, неумение запросить требуемую информацию, неспособность выразить свою потребность и БОЛЬ.

Знали ли вы, что дети с аутизмом, согласно исследованию Даниэля Шапиро, которое он провел в 2019, в 2 раза чаще, чем их нейротипичные сверстники, испытывают боль? Получается, что дети с рас, заперты в своем, часто невербальном, аутичном мире, без возможности понять, что с ними происходит и попросить о помощи. И, при этом, боль их беспокоит значительно чаще, чем других детей. Неудивительно, что они гневаются и срываются.

Многие родители подросших ребят с аутизмом говорят, что осознали наличие этой проблемы не сразу. Сначала их больше беспокоило отсутствие базовых навыков. Если ребенок не может проситься в туалет и самостоятельно есть, то это, очевидно, доставляет больше неудобств. А вот неумение определить где, что болит и сообщить об этом, оказывается скрытым от внимательного родительского взгляда под необъяснимым неприемлемым поведением.

Как научить ребенка распознавать внутреннюю боль и просить о помощи?

  1. Научите ребенка показывать и называть части тела , при помощи слов или любой, подходящей ему, системы альтернативной коммуникаций. Это можно делать при помощи развивающих пособий, картинок, мультфильмов и игрушек, но обязательно, в итоге, переносите этот навык на самого ребенка. Он должен знать, как называются именно его части тела.
  2. Комментируйте словами и жестами все происшествия, которые случаются с ребенком. Если он упал, расшиб коленку, обжегся, укололся, ударился , проговорите вслух, покажите на картинке, назовите ту часть тела, которая пострадала. Возвращайтесь к этому событию еще несколько раз в течение дня, вспоминая и описывая его, комментируя чувства ребенка. Стимулируйте малыша повторять за вами и показывать, где именно он испытал боль.
  3. Моделируйте ситуации. Звучит, конечно, странно, но я не имею в виду ничего страшного. Например, гуляя с ребенком в парке, сорвите с ели иголку, слегка уколите ею ручку малыша и проговорите: «Больно! Уколол руку». При помощи подсказок и поощрений, научите ребенка самостоятельно произносить эту фразу, каждый раз, когда он почувствует укол. Также можно сделать и с водой. Наберите в чашу горячую воду (чтоб она слегка «кусала» кожу, но не обжигала) и опустите в нее на секунду пальчик малыша. Проговорите: «Больно! Обжег палец». Обучите ребенка говорить это, каждый раз, когда он почувствует прикосновение горячей воды.
  4. Дети с аутизмом довольно быстро осваивают навык распознавания «внешней» боли, которая возникает под воздействием внешней среды. Сложнее дело обстоит с болью «внутренней». Родитель не всегда может знать, что у ребенка болит живот или голова, чтоб обучить его на собственном примере. Поэтому, развитие этой способности потребует вашего внимания и сосредоточенности. Когда у ребенка болит горло, можно заметить, что он с трудом сглатывает слюну, а когда у него болит живот, он начинает сутулиться. Кроме того, хорошую службу в этом деле могут сослужить социальные истории, наглядные пособия и визуальная поддержка.

Помните, что детям с рас лучше один раз увидеть, чем тысячу раз услышать. Мои знакомые заказали постер с изображением своего сына во весь рост и наклеили на стену в детской. Каждый раз, когда малыш ударяется или испытывает боль, родители это не только проговаривают, но и показывают на фотографии. Так ребенку гораздо легче воспринимать и понимать столь абстрактное понятие, как боль, он с большей вероятностью сможет в дальнейшем сообщать о своих недомоганиях, просить о помощи и ему вряд ли придется прибегать к истерикам и гневу.

  1. Если ребенок не говорит, это не должно стать препятствием, я бы даже сказала, наоборот, это еще более убедительная причина научить ребенка распознавать боль и просить о помощи. Задействуйте систему альтернативной коммуникации — жесты, карточки PECS, электронные коммуникаторы. Дайте ребенку инструмент, который он сможет использовать, чтоб решать возникающие проблемы.
  2. Расскажите о том, что вы хотите работать над обучением распознаванию и выражению боли вашему поведенческому аналитику. Используя прикладной анализ поведения можно довольно быстро и успешно решить эту проблему.

По материалам Натальи Топурии