ДОВЕРИТЕЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ С РЕБЕНКОМ, КАК ФАКТОР ЕГО РАЗВИТИЯ

3.03Было ли у вас такое: вы усадили вашего малыша за стол, вознамерились не отпускать его, пока не будет выполнен план по занятиям, пригрозили, что он лишиться чего-то значимого для себя, если будет сопротивляться, но все закончилось его слезами и вашими потрепанными нервами?

А может, вы пытались подкупить его, пообещав поход в парк аттракционов на выходные, но это не сделало ребенка более сосредоточенным и послушным, а вас менее разочарованным?

Поверьте мне, вы не одиноки. Каждый из родителей, хотя бы раз, оказывался в порочном круге: обуреваемые жгучим желанием сделать ребенка успешным, мы разрушаем самое ценное, что есть между нами: доверительные отношения.

В погоне за призрачным счастьем, мы забываем, что, на самом деле, делает наших детей счастливыми.

Одно из самых продолжительных исследований, проводимых в Гарварде, показало, что ощущение счастья и успешности не связано с уровнем дохода и социальным статусом, но очень сильно зависит от того, есть ли у человека доверительные отношения. Оказывается, именно наличие близких и прочных связей является предиктором долгой и счастливой жизни, а вовсе не положение в обществе, уровень интеллекта или даже гены.

Давайте вспомним Стэнли Гринспена, который говорил, что надо всегда исходить из потребностей и возможностей конкретного ребенка и, что на способность детей обучаться и осваивать навыки, большое влияние оказывают положительные эмоции, возникающие в результате теплых и искренних отношений.

Дети лучше всего учатся через значимые эмоциональные связи. Ребенок, который чувствует себя понятым и услышанным, который получает положительные эмоции от взаимодействия с родителями, имеет достаточно внутренней мотивации для познаний и развития своих способностей.

Мы делаем многое для своих детей: работаем, занимаемся, учим, развиваем, требуем послушания, подталкиваем, мотивируем, настаиваем на соблюдении социальных норм. Но мы редко вспоминаем про доверительные отношения с ними: совместные игры, разрешенное баловство, позволение иметь любые эмоции. Мы часто упускаем из виду важность безусловного принятия, когда особому малышу не надо заслуживать любовь через послушание, подчинение и отказ от своих потребностей.

Что мы можем сделать для формирования доверительных и развивающих отношений с ребенком?

  1. Фокусироваться на создании чувства безопасности.

Чувство безопасности — это самое главное условие для установления отношений. Я знаю, что бывает сложно справиться со своими эмоциями, но не стоит давать им волю. Я не говорю, чтоб вы запрещали себе чувствовать то, что чувствуете. Я говорю, чтоб вы научились регулировать ваши чувства.

Разочарование, недовольство, злость, обида на ребенка — плохие спутники на пути к его развитию. Гневные вспышки в ответ на неприемлемое поведение малыша — только усугубляют его состояние и подрывают вашу связь с ним. Не контролируйте эмоции, регулируйте их. Учитесь — это тоже навык, овладение которым поможет вам в установлении безопасных и доверительных отношений.

  1. Развивать эмпатию.

Сначала надо научиться понимать и слышать себя, а потом, учиться понимать и слышать ребенка. Ключ к хорошим отношениям, которые создают условия для раскрытия и развития, в эмпатии — умении поставить себя на место своего ребенка и понять, что он в данный момент чувствует.

Мы часто ошибочно считаем, что достаточно любви, ведь наша любовь такая сильная! Но нет. Очень нужна еще и эмпатия, потому что именно она, а не любовь, помогает нам принимать наших детей такими, какие они есть, уважать их индивидуальные различия и обеспечивать подходящий тип воспитания, который учитывает особенности и возможности.

Лучший способ проявить эмпатию к ребенку — это присоединиться к нему в игре, искренне заинтересоваться тем, что он делает, попытаться понять, в чем истинная причина его, даже самого странного, поведения.

  1. Сконцентрироваться на сильных сторонах ребенка.

Нет, конечно, я не призываю вас перестать обращать внимание на дефициты в навыках вашего малыша. Я предлагаю вам опираться в своем воспитании на сильные стороны ребенка. Идти не через ожесточенную борьбу с его неумениями и непониманием, а оседлать волну специнтересов и уникальных способностей.

Да, может он и труслив, но может, все-таки осторожен? Или может он гиперактивный, но, с другой стороны, сильный и спортивный? Чем больше сосредотачиваться на негативе, тем ниже будет самооценка и уверенность у ребенка. И наоборот, концентрация на позитиве и сильных сторонах ускоряет темп обучения и помогает сформировать те самые доверительные отношения. Такой подход дает вам меньше поводов для разочарований и плохого настроения, а ребенку больше позитивных эмоций и веры в себя.

  1. Ставить адекватные цели.

Ничто так не влияет на настроение, как наши провалы и неудачи. А ведь причина часто в том, что ставятся непосильные цели. Почему мы думаем, что наши дети безразличны к неудачам? Поставьте себя на их место. Сможем ли мы чувствовать себя в отношениях свободно, спокойно, уверенно, безопасно, если постоянно будем проваливать поставленные задачи? Я предлагаю учитывать при постановке целей интересы наших детей, которые здесь и сейчас с нами, а не тех мифических персонажей из будущего, которых мы сами себе намечтали. Опирайтесь на возможности ребенка, а не на свои страхи.

Нашим детям нужны не наши жертвы, а наши доверительные отношения. Не забывайте, что именно они определяют насколько успешным и счастливым в итоге будет ребенок, а, следовательно, и мы.