Чувствительность к критике при аутизме

17.02Про сенсорную чувствительность детей в спектре сегодня знают все, кто, так или иначе, причастен к теме аутизма. Но что вам известно об их чувствительности к критике?

Мы могли бы и дальше оставаться в неведении на этот счет, если бы выросшее поколение людей с аутизмом не раскрыло нам глаза на то, что происходит в умах аутичных детей. Благодаря их историям и запросам, ученые стали целенаправленно изучать связь между аутизмом и чувствительностью к критике. Сегодня, чрезмерная сензитивность к недовольству окружающих становиться чуть ли не в один ряд с основными критериями аутизма.

Почему так происходит?

Однозначного ответа нет, но есть основания полагать, что гиперчувствительность — это результат, в первую очередь — биологической и генетической уязвимости, а во вторую — влияния воспитания и социальной среды.

К сожалению, большинство аутичных детей становятся невольными «жертвами» родительского недовольства, так как своей инаковостью, ненормативностью и атипичным развитием вызывают, даже у любящих и заботливых взрослых, разочарование, тревогу и отчаяние.

Предлагаю вам понаблюдать за собой в течение пары дней и записать из чего состоит ваше взаимодействие с аутичным ребенком. Все, кто по моей просьбе проделал этот эксперимент, в ужасе обнаружили, что почти вся их коммуникация с любимым сыном или дочерью состоит из исправлений, одергиваний, контроля, осуждения, директивного обучения и лишь изредка похвалы, одобрения, восхищения или просто беззаботной игры. Самое обидное, что все это делается родителями во имя любви и светлого будущего ребенка, но, как оказалось, приводит к большим проблемам.

Люди с аутизмом рассказывали, что настолько привыкали в детстве к неодобрению со стороны значимых взрослых, что, в итоге, даже в положительной обратной связи видели негативную оценку себя и своих действий, что сильно осложняло социализацию.

Что плохого в чрезмерной чувствительности к критике?

Нет необходимости проводить научные исследования для того, чтоб понять, как общественное неодобрение и разочарованность влияет на человека. Вспомните, когда вас последний раз критиковали или проявили в ваш адрес недовольство. Что вы в этот момент чувствовали? Что вам хотелось в этот момент сделать? Как это повлияло на ваше настроение? Какие поведенческие стратегии сформировало и подкрепило?

Скорее всего, в ситуации неодобрения, вы почувствовали тревогу, страх, вину, стыд. И вам очень хотелось сделать то, что помогло бы побыстрей от этого чувства избавиться: исправить как можно быстрее причину недовольства или уйти из этой коммуникации или уединиться и поесть сладкого или выплеснуть свою тревогу в агрессию… И, наверняка, эта ситуация омрачила ваше настроение на целый день, а то и больше. Вы могли не заметить, но, на самом деле, это социальное неодобрение подкрепило ваш привычный поведенческий паттерн: избегание, контроль, перфекционизм или социальную изоляцию.

Все то же самое происходит и с нашими детьми в спектре, только в силу своей уязвимости, они большее количество ситуаций будут воспринимать как критические, их эмоции будут значительно болезненнее, а поведенческие паттерны ригиднее.

Как и у нас, критика и недовольство вызывают у аутичных детей тревогу. А она, в свою очередь, заставляет их прибегать к привычным стратегиям реагирования:

  • истерика, крик,
  • самоповреждения,
  • агрессия,
  • отчужденность и изоляция,
  • избегание и убегание,
  • отказ от выполнения заданий (оппозиция).

Мы ломаем голову над функцией неприемлемого поведения, а ответ может крыться в желании ребенка не сталкиваться с критикой и невыносимой тревогой.

Что делать?

  1. Пересмотреть свои способы взаимодействия с ребенком и отношение к его ограничениям, ошибкам, неудачам и несовершенствам.
  2. Сохранять баланс между директивным, обучающим воздействием (без критики) и свободным общением с похвалой, восхищением и гордостью.
  3. Заменить, по возможности, исправления и коррекцию на подсказки.
  4. Создавать условия и ситуации, в которых ребенок будет с большей вероятность чувствовать себя успешным.
  5. Не сравнивать ребенка с другими и не пытаться мотивировать его чужими успехами.
  6. Укреплять у ребенка уверенность в собственной ценности через принятие и проявление искреннего интереса к его желаниям и стремлениям.