ЧТО ТАКОЕ НЕЖЕЛАТЕЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ?

7.07Ответ на этот вопрос кажется очевидным, но, как показывает практика, каждый вкладывает свой смысл в это понятие.

Давайте посмотрим на примерах:

  1. Малыш идет по парковой дорожке в месте с мамой и небрежно шаркает ножками по опавшей листве. Прогулка неспешная и спокойная. Но вдруг ребенок выхватывает ручку и бросается в сторону высокой травы, буйно растущей вокруг маленького прудика. Мама едва успевает ухватить ребенка за капюшон и остановить, однако этим вызывает у мальчика вспышку гнева. Он начинает извиваться, кричать и хаотично колошматить маленькими кулачками, всё, что попадается под руку.  Маме с трудом удается его успокоить, и она радуется про себя, что эта истерика случилась вдали от чужих глаз.
  2. Молодая семья сидит на террасе кафе. Папа время от времени тревожно поглядывает на телефон, но продолжает кормить одной рукой малышку, которая восседает рядышком на высоком детском стульчике. Он смешно открывает рот, каждый раз, когда подносит ложку к губам девчушки. Мама оглядывает свое семейство и, убедившись в том, что может себе позволить ненадолго удалиться, уходит припудрить носик. Вторая дочь семейства — красивая девочка лет десяти с темными локонами, спадающими на плечи и невероятно красивыми глазами, уютно расположилась на мягком диванчике. Она, улыбаясь, бормочет под нос любимую песенку, выписывает своими тонкими, нежными руками неведомый танец и, иногда, потряхивает головой. Девочка увлечена своей игрой и совершенно не обращает внимание на удивленные косые взгляды окружающих людей.
  3. Ресурсный класс. Дети корпят над своими тетрадками и вырисовывают крючочки в линеечку. Вдруг, один из мальчишек вскакивает со своего места и начинает бегать по классу, громко выкрикивая позывные индейских племен. Все одноклассники отрываются от своей работы. Двое ребят заливисто смеются, один вскакивает на ноги и тоже норовит пуститься в пляс, а самый маленький мальчишка зажимает руками уши и зажмуривает глаза.

Я думаю, каждый узнал в этих маленьких рассказах ребят с аутизмом. Как вы думаете, в каком случае было продемонстрировано нежелательное поведение?

В действительности, нежелательным поведение можно считать тогда, когда оно:

потенциально опасно ребенку или его окружению (дерется, кусается, бросает предметы, убегает, причиняет вред себе),

мешает обучаться, развиваться, функционировать и эффективно взаимодействовать (кричит, скачет, кружится на месте, мычит и т. д., замещая таким поведением функциональную коммуникацию),

социально неприемлемо (раздевается донага в публичных местах, выхватывает у чужих людей из рук предметы и т. д.).
Если поведение не относится к вышеперечисленным, мы не можем называть его неприемлемым, даже если оно может показаться странным.

Фокусироваться, в первую очередь, нужно именно на нежелательном поведении. Расставляя приоритеты, при разработке стратегии вмешательства, особое внимание стоит уделить поведению, которое может быть потенциально опасным.

Лучше начинать работать с одним видом нежелательного поведения и после его угасания, подключать работу над другими видами.

Нежелательное поведение не только опасно, мешает ребенку развиваться и взаимодействовать со средой,  но и угнетает родителей. И несмотря на то, что оно является одним из основных состояний, сопровождающих аутизм, современные поведенческие вмешательства успешно справляются с ним.

Для того, чтоб изменить нежелательное поведение и трансформировать его в функциональное, необходимо сначала определить его причину. Если мы не можем понять, почему ребенок ведет себя тем или иным образом, это не значит, что у него нет для этого причины.  Она есть всегда. И именно ее надо выяснить, прежде чем приступить к работе над нежелательным поведением.

Сама работа заключается в разработке плана поведенческого вмешательства и его реализации.

Работа над нежелательным поведением может строиться в трех направлениях:

предотвращение поведения (если мы знаем, что громкий шум может вызвать нежелательное поведение, то мы будем работать над снижением повышенной чувствительности ребенка (десенсибилизировать его) и стараться не перегружать его среду сильными сенсорными раздражителями),

замена нежелательного поведения функциональным через обучение (если ребенок выражает свою усталость нытьем и плачем, то нашей задачей будет обучить ребенка просить о перерыве социально приемлемым способом: словами, жестами или карточками),

снижение частоты его возникновения через изменение последствий такого поведения (если ребенок кричит, чтоб получить внимание, но не получает его — он перестанет использовать крик для этих целей, так как такое поведение не будет приводить к желаемому результату).

Успехов вам дорогие родители .