Аутизм – приговор или возможность поиска пути?

Главное – помочь особенному ребенку найти свое место в мире

    В мире с каждым годом растет численность детей с нарушениями в развитии аутистического спектра. В связи с этим все больше возрастает интерес к этому вопросу не только у специалистов, работающих с детьми-аутистами (педагогов, психологов, логопедов, реабилитологов), но и у обычных людей.

   В любой семье может родиться ребенок с аутизмом, но сложности в диагностировании данного нарушения приводят к тому, что зачастую особенности поведения ребенка с аутизмом списывают на замкнутость, робость, возрастные особенности и т.п.

   Все знающие бабушки в таком случае говорят маме малыша: «Он нормальный, ну подумаешь – не говорит! Ты сама до пяти лет не разговаривала». Или: «С возрастом разговорится» и т.п.

    Важно понимать, что детский аутизм проявляется в возрасте до 2-2,5 лет (реже в 3-5 лет) и затрагивает всю структуру психики ребенка.

    Чаще всего в семье начинают бить тревогу лишь тогда, когда приходит время отдавать ребенка в детский сад. При прохождении ребенком медкомиссии специалисты (невролог, логопед, психолог и др.) обращают внимание родителей на наличие сложностей в общении и поведении ребенка.

    Зачастую к признакам аутизма относят: страх, агрессию, самоагрессию, негативизм, протестные реакции, но все эти проявления могут встречаться при аутизме и не являться его обязательными признаками.

    При аутизме, прежде всего, нарушается потребность ребенка в общении и способность к социальному взаимодействию, а также отмечается стереотипность поведения, интересов и активностей.

    Стереотипность поведения проявляется в многократном повторении малышом нефункциональных движений и действий, например, простое ритмичное потряхивание предметами, сжимание или потряхивание рук, либо демонстрация сложных действий и ритуалов (нюханья предметов, перекладывания объектов в определенном порядке и т.п.).

     Под «нарушениями общения» в случае аутизма понимается не патология средств общения (речь, слух), а нарушения общения межличностного.

     В отличие от слабослышащих детей, имеющих возможность компенсировать дефицит речевого общения жестами и мимикой, а также понять смысл сказанного другим человеком по его губам, дети-аутисты зачастую игнорируют попытки взаимодействия с ними или полностью отвергают их и избегают межличностного общения.

     Если всё таки контакт с другим человеком у аутичного ребенка устанавливается, то он чаще всего носит формальный характер. Для таких детей поведение другого человека, мотивы его поступков, эмоции и чувства непонятны, поэтому, чтобы ребенок вошел в контакт ему необходимо проговаривать все чувства, мотивы, желания и действия, прежде чем они совершены, либо продемонстрированы внешне невербально.

      Столкнувшись с такой проблемой, мама ребенка начинает метаться в поисках специалистов, способных помочь ее ребенку адаптироваться в окружающем мире. Часто она слышит от врачей: «Настоящей причины, к сожалению пока не знает никто. Терапия не раньше четырех лет». Или: «Диагноза «ранний детский аутизм» у нас даже в перечне нет».

     Растерянность, страх, паника, поиски матери ребенка-аутиста, её метания, желание помочь своему ребёнку становятся смыслом жизни. Мать ищет информацию везде: у знакомых, врачей, в интернете и т.п. В результате ей становится понятно, что в работе с детьми-аутистами всё индивидуально и относительно. Нет единого рецепта для всех. У каждого ребенка свой личный путь развития. И самое главное, не нужно слушать всех подряд, особенно соседей, и советчиков, которые по сути, ничего не знают о твоей проблеме.

   Маме ребенка с аутизмом нужно перестать обвинять кого-то в случившемся. Не жалеть себя и не спрашивать: «Почему все это случилось?». Или: «За что это мне и моему ребенку?».

   Со временем наступает понимание, что нужно-то всего ничего: поддержка, в первую очередь моральная, конечно же, и материальная. А самое главное – правильно подобранная терапия.

    Важно понимать, что спектр нарушений при аутизме достаточно велик, поэтому коррекционная работа должна носить комплексный характер и включать различные подходы, методы и технологии. Главное – не упускать драгоценное для развития ребенка время и искать грамотных специалистов, готовых помочь.

     Коррекция аутизма в детском возрасте включает в себя не только медикаментозное лечение, но и в первую очередь психолого-педагогическую помощь. Поскольку у детей-аутистов имеются трудности в проявлении личностных особенностей, в определении границ собственной личности, в самовыражении, то помощь этим детям должна включать в себя использование разнообразных методов и приемов. Они могут сочетаться с творчеством, искусством и элементами психотерапии, позволяющими раскрыть как личностные ресурсы ребенка, так и создать необходимые условия для его самовыражения и адаптации.

    Благодаря включению речи в творческий процесс ребенка-аутиста происходит накопление им опыта в различных сенсорных модальностях: зрительной, слуховой и кинестетической (двигательной), что повышает эффективность и результативность психологической работы.

     Арт-терапевтическая работа с детьми-аутистами может осуществляться с 3-4 лет при наличии «запущенной» внешней речи и отсутствии противопоказаний, или с 6-7 лет при наличии признаков внутренней речи и достаточном развитии понятийного мышления и общей осведомленности.

   Среди людей с аутизмом немало выдающихся личностей, зачастую талантливых и гениальных. При грамотно организованной терапии, наличии времени, терпении и внимательном отношении к ребенку со стороны специалистов и родителей результаты могут быть очень высокими. Главным здесь является время и бережное отношение к такому особенному человечку.

     Каждой маме ребенка с нарушением аутистического спектра надо знать, что аутизм – это не приговор! Выход есть всегда и помощь можно найти! Главное не отчаиваться, искать специалистов, самой учиться жить с таким особенным ребенком и помочь ему найти свое место в таком враждебном для него мире.