Умение сосредотачиваться на звуке – слуховое внимание – очень важная особенность человека, без которой невозможно слушать и понимать речь. Это умение называется фонематическим слухом.
Фонематический слух у ребенка начинает формироваться очень рано. На второй неделе жизни ребенок, услышав звук человеческого голоса, перестает сосать грудь матери, прекращает плакать, когда с ним начинают говорить. К концу третьего месяца младенец поворачивает голову в сторону говорящего и следит за ним глазами.
В период лепета ребенок повторяет видимую артикуляцию губ взрослого, пытается подражать.
С 6 месяцев ребенок путем подражания произносит отдельные звуки и слоги, перенимает тон, ритм, мелодику и интонацию речи. Уже к 2 годам дети различают все тонкости родной речи, понимают и реагируют на слова, отличающиеся одной фонемой (мышка — мишка). Так формируется фонематический слух — способность воспринимать звуки человеческой речи.
К 4-м годам в норме ребенок должен дифференцировать все звуки, т. е. у него должно быть сформировано фонематическое восприятие. К этому времени у ребенка заканчивается формирование правильного звукопроизношения.
Формирование правильного произношения зависит от способности ребенка к анализу и синтезу речевых звуков, т.е. от определенного уровня фонематического слуха, обеспечивающего восприятие фонем данного языка. А развитие фонематического слуха и фонематического восприятия имеет большое значение для овладения навыками чтения и письма.
Что делать, если фонематический слух плохо развит?
Если ребенок уподобляет один звук другому на основе общности большинства признаков. Это приводит к неправильному восприятию слов и в дальнейшем к неправильному произношению (например: дом-том, рак-лак, лук-люк, жук-щук). Эти недостатки мешают правильному пониманию речи как самим говорящим, так и слушающим. К тому же, как видно из примеров, теряется и смысл высказывания. При обучении чтению и письму ошибки становятся более явные. Ребенок путает звуки, ему сложно соединять звуки в слоги, а в дальнейшем и слоги в слова. Отсюда идёт побуквенное чтение, послоговое чтение и ряд других проблем, а в письменной речи появляются постоянные орфографические ошибки. В дальнейшем, когда ребёнок пойдёт в школу, у него это проявится в виде дислексии (нарушение процессов чтения) и дисграфии (нарушение процессов письма).
Фонематический слух нужно развивать?
Выделяется несколько этапов развития фонематического слуха.
1 этап – узнавание неречевых звуков. Различение на слух неречевых звуков является фундаментом и основой развития фонематического слуха.
Игра «Угадай, что звучало».
Внимательно послушайте с ребенком шум воды, шелест газеты, звон ложек, скрип двери и другие бытовые звуки. Предложите ребенку закрыть глаза и отгадать – что это звучало?
2 этап – различение звуков речи по тембру, силе и высоте.
Игра «Узнай, чей голос».
Запишите на кассету голоса близких людей и голос самого ребенка. Попросите его угадать – кто говорит. Можно послушать на кассете пение птиц, шум дождя и т.д.
3 этап – различение слов, близких по слоговому составу.
Овладение ребенком речью связано с его повышенным интересом к звучащему слову. Малыш к концу второго года жизни становится настоящим выдумщиком, сочиняя целые песенки, состоящие из набора разных звуков и слов, близких по звучанию. Воспользуемся природной одаренностью к рифмованию слов каждого малыша.
Игра «Не ошибись, хлопай верно».
Взрослый показывает картинку и громко, четко называет изображение: «Бумага». Затем объясняет: «Я буду называть эту картинку то правильно, то неправильно, а ты внимательно слушай. Когда я ошибусь, хлопни в ладоши». Затем произносит: «Бумага – пумага – тумага – пумака – бумага». Игра интересна детишкам и они всегда радостно откликаются на нее. Необходимо подчеркнуть, что начинать нужно со слов простых по звуковому составу. Постепенно переходя к более сложному.
4 этап – различение слогов.
Игра «Похлопаем».
Взрослый объясняет ребенку, что есть короткие и длинные слова. Проговаривает их, интонационно разделяя слоги. Совместно с ребенком произносит слова (па-па, ло-па-та, ба-ле-ри-на), отхлопывая слоги. Более сложный вариант – предложить ребенку самостоятельно отхлопать количество слогов в слове.
5 этап – различение звуков.
В любом языке существует определенное количество звуков, которые создают звуковой облик слова. Звук вне речи не имеет значения, он приобретает его лишь в структуре слова, помогая отличить одно слово от другого (дом, сом, ком). Такой звук называется фонемой (отсюда и «фонематический слух»).
Каждый знает, что есть согласные и гласные звуки. Начинать надо с различения гласных звуков. Взрослый дает картинки ребенку. Картинки с изображением поезда, девочки, птички и объясняет: «Поезд гудит у-у-у-у; девочка плачет а-а-а-а; птичка поет и-и-и-и». Далее ВЫ произносит каждый звук длительно, а ребенок поднимает соответствующую картинку. Аналогичным образом проводится работа по различению согласных звуков.
Игра «Скажи, кто (что) это?»
Объяснить ребенку, что слова состоят из звуков. Поиграть в звуки. Комарик говорит – зззз, насос качает – сссс, жук жужжит – жжжж, шарик лопнул- шшш, тигр рычит – рррр…Взрослый произносит звук, а ребенок отгадывает, кто (что) его издает.
6 этап – освоение навыков анализа и синтеза.
Игра «Назови, первый звук в слове». Например: Уши, Аист, Ива, Оля.
Только после того, как малыш научится без труда выполнять такие задания, можно переходить к сложным формам звукового анализа: это- определение места звука в слове (начало, середина, конец), определение последовательности звуков в слове, их количества.
Уделяя внимание развитию фонематического слуха, Вы облегчите ребенку процесс освоения правильного звукопроизношения, а в дальнейшем чтения и письма. Несложная система игр позволит вашему ребенку самостоятельно и продуктивно овладеть родным языком. Развитие фонематического слуха будет первым шагом на пути преодоления речевого нарушения.