С ЧЕГО НАЧАТЬ РОДИТЕЛЯМ РЕБЕНКА С АУТИЗМОМ?

21.07Знаете, как мы называем сына, когда он чудит? Инопланетянин. Уверена, вы тоже не раз так говорили про своего особого ребенка.
Наши дети удивительны и не всегда нам понятны.  Они не просят о помощи, не используют речь, выбирают взаимодействие с предметами, а не с людьми и выражают эмоции иначе. У них иной тип организации нервной системы и мышления. Да что уж говорить, они в целом совершенно другие!
Это не плохо и не хорошо. Это факт, с которым нам, родителям детей с особенностями в развитии, надо просто научиться жить.
Но что, чаще всего, мы, вместо этого, делаем? Сопротивляемся!
Сначала отрицаем, потом пытаемся починить неисправное, объявляем войну, ломаем копья, отчаиваемся… Хотя стоило бы направить усилия на поиск ключика к своему «инопланетному» ребенку.

Именно поэтому, первый шаг, который лучше всего сделать родителям детей с аутизмом — это понять, что такое аутизм и как с ним жить.  Ребенок в спектре развивается нетипично, и наладить с ним взаимодействие непросто. А ведь от того, насколько ребенок расположен к сотрудничеству и готов осваивать навыки, зависит, как он будет развиваться и встраиваться в такой неприспособленный для него мир.

Да, можно нанять специалистов и возить ребенка на реабилитации, можно отдать ребенка в хороший специализированный детский сад и не пропускать ни одного интенсива. Но после всех занятий ребёнок будет возвращаться домой, в свою жизнь. И если родители ничего не знают о законах поведения и устройстве нервной системы своего ребенка, его сенсорных потребностях и особенностях развития, то, как они смогут наладить контакт, способствовать развитию и обеспечить комфортную для всех жизнь?

Я понимаю тех, кто говорит, что не хочет менять профессию, постигать новые науки и посвящать драгоценные свободные минуты на освоение знаний и навыков. Да, у них были совсем другие планы на жизнь. Родители и так в стрессе и, кажется, что навешивание дополнительных обязательств лишь усугубит тяжесть их психологического состояния.
Однако, именно в этом месте и скрыт выход из безвыходной, на первый взгляд, ситуации.  Инвестируя время и усилия в свое обучение, родители научаются взаимодействовать с ребенком, понимать его потребности и видеть его сильные стороны. А это, в свою очередь, значительно снижает психическое напряжение, успокаивает, стабилизирует, дает силы и настраивает на позитивный лад.

Говорят аутизм — это забег на длинную дистанцию, это марафон, но нет. Аутизм — это жизнь.

Так не лучше ли в самом начале пути узнать как устроить эту жизнь таким образом, чтоб ограничения ребенка не мешали ни ему, ни его семье, а уникальные способности помогали реализовываться и встраиваться в социум?

Что делать родителям диагностированного ребенка?

Не метаться в поисках волшебной таблетки , которая починит поломанное быстро и наверняка, а оставить ребенка на некоторое время в покое и идти учиться самим. Поверьте мне, вы не потеряете это время. Вы научитесь жить с аутизмом, научитесь находить и распаковывать таланты ребенка, научитесь видеть за его странностями потребности, научитесь понимать его и, что самое главное, сможете сохранить привычное качество жизни.

Материал Натальи Топурия