Страхи бывают разные. И вокруг некоторых даже можно рисовать сердечки и представлять их в ярких тонах, а другие хочется изобразить только в чёрном. Это говорит о разности переживания, проживания страхов ребенком, и этот процесс абсолютно нормален. С первыми чаще всего можно справиться дома и самостоятельно, вторые, вероятнее, требуют помощи специалиста.
На фото — пример коррекционной работы ребенка со страхами. Изображены здесь оба вида страхов, именно таким образом ребенок их передал. Из изображения понятно, что здесь использованы простые методы арт-терапии — рисунок с помощью листа бумаги и карандашей. Применять такие способы можно и дома, и если страхи не столь сильны по эмоциональному накалу, с ними можно справиться самостоятельно.
Опишу для вас примерную схему для работы со страхами дома.
Мы говорим с ребёнком о его страхе и просим его нарисовать то, чего он боится. Далее обсуждаем страх, спрашиваем, что именно нарисовано здесь и что хотелось бы сделать с рисунком. Вопрос можно сформулировать подобный: «Что можно сделать с рисунком, чтобы тебе стало спокойнее?» Здесь обычно дети не заставляют себя ждать и сами выдают вам вариант. Если же нет, тогда стоит самим предложить возможные варианты: порвать рисунок, уничтожить, закрасить, выбросить и т.д.
На фото предтавлено несколько рисунков. Один из них — в черном цвете — ребенок предпочел заштриховать. И здесь страх переживается более глубоко и серьезно. Вполне вероятно, что одного раза такой проработки будет недостаточно. Другие рисунки — совсем иная, более позитивная история. Ребенок находил выход страхам, взаимодействовал с ними, играл с помощью рисунка. Такое бывает, когда страх проживается внутри, как нечто живое, как процесс.
Если такое происходит в рисунках у вашего ребёнка (как в описанном мною втором варианте) — проживание им страха находится в пределах возрастной нормы, и ребенок способен справиться сам. В каждом возрасте свои нормы страхов. Какие они — отдельная тема. В возрасте 5 лет, например, нормой является переживание страха смерти. Таких страхов достаточно много.
5 правил помощи родителю по преодолению страхов ребенка.
- Обращайте внимание на состояние вашего ребенка, говорите с ним о его страхах, уточняйте, как он себя чувствует. Если ребенок чего-то боится, вы обязательно это заметите.
- Следуйте за ребенком. Если он хочет рисовать страхи — делайте это. Если нет — значит ребенок не готов или ещё не время. Либо же переживание страха настолько сильно, что лучше это сделать с психологом.
- Если вы все таки создали какой-то рисунок или любой другой творческий продукт — доведите дело до конца, завершите его так, как хочет ребенок. Дорисовывайте, выбрасывайте, жгите — здесь абсолютная свобода!
- Не бередите тему страхов очень часто. Все таки это весьма щепитильный и сложный вопрос, требующий больших ресурсов психики ребенка. Чаще раза в неделю не стоит намеренно рисовать страхи.
- Если, как вам кажется, вы завершили тему страхов, и ребенок не озвучивает и не вспоминает о том, чего боялся ранее, не стоит намеренно заводить эту тему и спрашивать:»А боишься ли ты?» Возможно в психике продолжает идти своя не видимая работа, завершение этого процесса. А такими вопросами вы подвергаете ее сомнениям и опять освобождаете место страхам.
Доверяйте своим детям. Доверяйте себе. Будьте вместе и рядом и никакие страхи вам не страшны.