КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКИ ПОДГОТОВИТЬ РЕБЁНКА К ШКОЛЕ: ИНСТРУКЦИЯ

18.08Официальных требований при поступлении в начальную школу нет — всему обещают обучить на месте. Но родителям не всегда понятно, готов ли их ребёнок к школе с психологической точки зрения. ‍

‍‍Как понять, что ребёнок готов к школе

Психологическая готовность к школе — это в первую очередь готовность к учебной деятельности и способность соблюдать дисциплину. Ребёнок должен заставлять себя делать неинтересные вещи: к сожалению, ему рано или поздно придётся с этим столкнуться. То есть готовность к школе — это не столько умение читать и писать, сколько умение следовать правилам и выполнять обязанности.

Если вы сомневаетесь, что дошкольник уже «созрел», лучше проконсультироваться со специалистом. Обратитесь к психологу и попросите его протестировать будущего первоклассника. Как правило, такое занятие включает в себя беседу с ребёнком и родителем и игровые задания или упражнения.

Возраст с 6 до 7,5 лет оптимален для того, чтобы отдавать ребёнка в школу: в этот период игровая доминанта начинает потихоньку уходить, а на её место приходит учебная.

Что делать для психологической подготовки ребёнка к школе

Вот несколько рекомендаций родителям.

Социализировать. Есть несколько способов научить ребёнка общаться и выстраивать отношения с другими взрослыми и детьми.

Отдать в сад. Там ребёнок научится следовать правилам, быть членом группы, слушаться чужого взрослого, соблюдать дисциплину. Если вы не хотите отдавать в сад надолго, можно сделать это только на последний год — как подготовку к школе. Если ребёнок совсем не ходил туда, это нестрашно, — ниже мы рассказываем про другие варианты. Но поначалу в школе важно более внимательно приглядываться к его социальной жизни и взаимодействию с одноклассниками.

Водить в кружки и секции. Это возможная альтернатива саду. Но для социализации важно выбирать кружки с клубной атмосферой. У ребёнка должна быть возможность коммуницировать с другими детьми, выстраивать социальные связи, а не только осваивать некий навык (например, играть в шахматы или рисовать). Если ребёнок заводит друзей и общается — это отлично.

Отдать на подготовку к школе. Не так важно, приобретёт ли там ребёнок конкретные знания. Подготовка скорее полезна тем, что ребёнок увидит, как устроена школа: нужно сидеть, поднимать руку, отпрашиваться выйти. После этого ему будет легче привыкнуть к школьной дисциплине.

Заранее настраивать

Школа — это потрясающее место, где у ребёнка сложатся первые серьёзные взаимоотношения со сверстниками и учителями. Он приобретёт невероятный опыт: заведёт друзей и недоброжелателей, будет влюбляться и ссориться, получать знания и открывать для себя мир.

‍Рассказывайте ребёнку, как и когда он пойдёт в школу. Если вы уже знаете, куда его отправите, то покажите здание. Объясняйте, что в школу ходят миллионы других детей и вы тоже ходили. Так новые обязательства не станут неожиданностью. Чтобы у ребёнка не возникло мысли бунтовать, используйте технику «Оловянные глаза». Отрепетируйте глаза перед зеркалом: это должен быть непрошибаемый «оловянный» взгляд. И после этого сообщите ребёнку, когда он пойдёт в школу и какие у него будут обязанности — так, чтобы вопрос не подлежал обсуждению.

Быть уверенными, что всё нормально

‍Если родитель боится, что ребёнок не сумеет адаптироваться, то ребёнок моментально это считывает. Займите позицию твёрдой уверенности и повторяйте как мантру: «Мой ребёнок со всем справится. Он пойдёт в школу и благополучно там освоится. Мой ребёнок не хуже других. Если у него будут проблемы (а они в любом случае будут), я ему обязательно помогу».

‍Ваше спокойствие передастся сыну или дочери. А если вы сильно тревожитесь и не можете настроиться на позитивный лад, есть два способа себе помочь.

Самостоятельно сходить к психологу. Обратитесь к специалисту и поделитесь страхами за ребёнка. Как правило, тревога по поводу школы может решиться за один сеанс.

Переключиться. Это банальный способ, но он работает. Заставьте себя заняться чем-то другим. Сконцентрируйтесь на своих делах и задачах, чтобы не дать тревоге себя поглотить.

Объяснять через метафоры

Шестилетние и семилетние дети отлично понимают метафоры. Вот одна из тех, которые можно использовать.

200 лет назад дед-крестьянин встретил внука во дворе и сказал: Ванька, ты пережил седьмую зиму. Наступила весна, тебе пора пасти гусей. Все дети, пережившие седьмую зиму, идут пасти гусей.

‍Уверенность родителя полностью блокирует возможность возмущения и сопротивления ребёнка. Ему не придёт в голову протестовать против чего-то, что для взрослого — естественный и привычный расклад вещей.

На следующий день Ванька приходит от гусей к деду: «Дед, а гуси щиплются! Я их пасу, а они щиплются».

‍Первые недели в школе — это адаптация. Если у ребёнка возникают проблемы, это нормально. За одиннадцать лет обучения возникнет ещё немало трудностей и препятствий. Важно показать, что вы всегда рядом, готовы помочь советом или делом и не бросаете ребёнка один на один со всеми проблемами.

Дед советует: «А ты хворостинку возьми». Ванька берёт хворостинку, возвращается к гусям — теперь всё получается.

‍Объясните ребёнку, что просить совета — нормально. Ребёнок не должен решать все возникающие проблемы самостоятельно. Иногда родителям понадобится приходить на помощь. Но не пасти гусей совсем — не получится.

‍Будущим первоклассникам легко ассоциировать себя с Ванькой. Если в вашей семье прижилась другая метафора — используйте её, чтобы облегчить взаимодействие с ребёнком.

Что делать в первые недели адаптации в школе

Вот ещё несколько советов.

Не драматизируйте. Если ребёнок справляется с гусями — сам или с помощью семьи, а при возникновении проблем получает внятные советы, то помощь психолога вам не понадобится.

Условно: если гуси каждый день уходят на пруд и возвращаются с помощью Ваньки, то всё в порядке.

‍В большинстве случаев детям младшего школьного возраста не требуется самостоятельная работа с психологом. Если взрослого или ребёнка что-то беспокоит, чаще работают с семьёй или отдельно со взрослым. Задача психолога — объяснить родителю, как помочь сыну или дочери.

Консультируйтесь с педагогом. Если вам кажется, что что-то не так, а ребёнок уходит от прямых вопросов, можете спросить у учителя: «Нормально ли идёт адаптация?» Если учитель скажет, что ребёнок взаимодействует с детьми, усваивает программу (пусть и не блестяще, но в пределах нормы), то беспокоиться не о чем.

Поддерживайте ребёнка. Говорите ему: «Если захочешь что-то обсудить, я всегда рядом». Сохраняйте уверенность в том, что всё в порядке. Если вы считаете происходящее нормальным и подлежащим коррекции и работе, то и у ребёнка не остаётся сомнений, что всё идёт как надо.

Что в итоге

Психологическая готовность к школе заключается в умении соблюдать дисциплину. Отдать ребёнка в школу можно с 6,5 до 8 лет. При сомнениях в готовности ребёнка к школе можно проконсультироваться со специалистом.

‍Уделяйте внимание социализации ребёнка: в этом помогут садик, кружки и секции, курсы по подготовке к школе. Займите уверенную позицию: «Мой ребёнок адаптируется в школе, как и миллионы других детей». Используйте метафоры, чтобы рассказать сыну или дочери о его новых обязанностях. Всегда будьте готовы прийти на помощь и поддержать его после начала учёбы.