Детям с инвалидностью непросто научиться общаться и взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. Самый простой способ для освоения разных моделей поведения в обычной жизни — это детская игра. Есть много видов игр, которые не только доставляют удовольствие ребенку, но и становятся частью его реабилитации.
Как обычная игра в конструктор может помочь ребенку с ментальными нарушениями?
Счетные палочки, кубики и мозаика
Детские конструкторы — это не только игра в известное «Лего». Смысл конструирования — собрать целое из частей. Для такой игры подойдут счетные палочки, строительный материал, мозаики, разрезные картинки, сборно-разборные игрушки, пазлы, пластмассовые и металлические конструкторы-механики, кубики с раскрашенными в разные цвета сторонами («Уникуб»), разнообразно разрезанные квадраты, круги и многое другое.
Частью игры с конструкторами могут быть наборы мелких игрушек, фигурок людей и животных, машинок. С помощью этих предметов дети учатся играть, общаться и взаимодействовать с разными предметами, а не только конструкторами.
Благодаря конструированию дети с инвалидностью начинают быстрее разговаривать, у них развивается пространственное и творческое мышление.
«У детей с ментальными нарушениями есть ряд особенностей развития. Они не соотносят реальные предметы с их изображением на схеме. Они могут использовать детали для конструирования не по назначению: перебирают, разбрасывают, грызут их. Либо пытаются бессознательно повторить за взрослым: нагромождают элементы конструктора друг на друга. Поэтому, чтобы научиться конструировать, им нужны специальные занятия».
Главная задача взрослого при этом — заинтересовать малыша конструкторами, помочь ему максимально раскрыть все свои возможности. Для этого родитель предлагает ребенку разные варианты игр и заданий. Во время игры малыш учится работе в команде, начинает выражать свое эмоциональное состояние и отношение к миру.
Развитие памяти и внимательности
Игры с конструкторами помогают ребенку с ментальными нарушениями воспринимать предмет, состоящий из частей, как единое целое. Он узнает и запоминает его свойства и форму, учится пользоваться инструкцией или чертежом. Первое время ребенок должен играть под присмотром взрослого, который помогает ему во всем разобраться.
«Дети учатся планировать свои действия, сравнивать свой результат с образцом конструкции. У них тренируется произвольное внимание и зрительная память. Готовые конструкции потом можно использовать и для других игр, речевых упражнений, как образцы для рисования и так далее. Готовые поделки используются как пособия на индивидуальных занятиях, в дидактических играх, на занятиях по формированию элементарных математических представлений».
Почувствовать себя дизайнером
На занятиях дети складывают как реально существующие, так и придуманные ими объекты. Они учатся находить одинаковые кубики, собирать их по одному цвету или одинаковой форме, создавать новые фигуры из имеющихся элементов, деталей, предметов.
«Обучив ребенка какой-либо игре, важно дать ему время для самостоятельного занятия с конструктором. Это позволит найти новые возможности для игры. Конструирование дает мощный толчок для интеллектуального развития детей с ментальными нарушениями. Взрослый повторяет названия игры и ее деталей, разучивает с ребенком последовательность выкладывания и постройки знакомых фигур по образцу. Новые задания также выполняются по образцу. Взрослый помогает ребенку осуществить его собственный замысел, дать название своей постройке. Большое внимание уделяется созданию игровой ситуации и общению детей во время игры».
Когда дети играют с конструкторами в группе, они видят применение своих поделок, учатся оформлять работу по цветам и форме на свой вкус. Так появляются задатки дизайнерского видения. Во время игры дети развивают не только мелкую моторику, но и учатся считать и разговаривать. Главное в этом процессе — регулярные занятия.
«Дети с ментальными нарушениями учатся проявлять дружеское расположение друг к другу, принимать и оказывать помощь, уступать. Знание названий конструкторов и их деталей, называние фигур и построек, соблюдение правил техники безопасности развивает у детей возможности для учебной деятельности. Игра с различными конструкторами помогает воспроизводить элементы социума, что создает дополнительные условия для отработки разных социальных моделей поведения. А все вместе это способствует социализации детей».