Специально для родителей, воспитывающих маленьких детей была переведена статья об исследовании ученых из Северной Аризоны (опубликована на портале JAMA Pediatrics).
В эксперименте участвовали 26 семейных пар с детьми от 10 до 16 месяцев. Выборка небольшая, но результаты интересные.
Как проходил эксперимент?
В домах этих семей установили подслушивающие устройства (с согласия участников).
Участникам выдали три набора игрушек: электронные (детский ноутбук, говорящая ферма, детский смартфон), «обычные» (деревянный пазл, “подбери фигуры” и резиновые кубики с картинками), пять картонных книг про домашних животных, цвета и формы.
Ученые наблюдали за игрой мамы и ребенка и фиксировали их речевую активность.
Оказалось…
Играя с ребенком в электронную игрушку, родитель говорил меньше слов, меньше обращался к ребенку и меньше отвечал, меньше использовал ситуативной речи, чем играя с обычными игрушками и книжками.
Сам ребенок также использовал меньше вокализаций.
Также были сделаны выводы, что родители говорят менее активно с детьми при игре в игрушки, чем при совместном чтении книжек с ребенком и ребенку.
Мнение специалистов…
Можно предположить — с чем это может быть связано. Далеко не все родители могут творчески подойти к игре с ребенком в игрушки, не все активно включаются и оречевляют игру. Кому-то не хватает вдохновения, кому-то фантазии, кому-то идей.
Зато с книжкой проще — там написан текст, ничего особо выдумывать не нужно. Говори текст — показывай картинку.
Какие выводы должна сделать мама?
Если на витрине лежит электронный игрушечный телефон для карапуза и на нем написано «Развивает речь» — это не так!
Скорее наоборот, тормозит.
Помните об этом!
Лучшие игрушки для активизации речи — самые обычные, а не электронные.
Лучший повод пообщаться с ребенком, если нет вдохновения или фантазии — посмотреть с ребенком книжку и «обсудить» ее.
У вашего малыша есть игровой планшет или телефон?
По вашим наблюдениям, электронные игрушки развивают или тормозят речь ребенка?
Или не проводили таких параллелей?