Как быть, если ребёнок с проблеммным поведением причиняет вред братьям и сёстрам?

11112024_image_1

Поддержание благоприятного эмоционального фона у ребенка в спектре и гармонии в отношениях между братьями и сестрами в семье — это, в некотором роде, вызов для родителей. Он требует от них:

  • понимания природы проблемного поведения;
  • признания его негативного влияния на всех детей в семье;
  • способности регулировать собственные реакции;
  • умения создавать благотворную среду.

Почему ребенок с РАС проявляет агрессию в адрес своих братьев и сестер?

Нет одного конкретного ответа на этот вопрос, но доподлинно известно, что проблемное поведение ребенка — это зачастую его способ разрешить какую-то внутреннюю проблему: физическую боль, неудовлетворенную потребность или интенсивные эмоции.

Высокая чувствительность, отсутствие навыков регуляции и функциональной коммуникации, позитивное подкрепление со стороны окружающих — вот основные предпосылки проблемного поведения у детей с РАС.

В агрессивном поведении ребенка нет намерения причинить кому-то боль Это выученная и закрепившаяся форма реагирования на раздражители. А выбор объекта атаки (почему именно братья и сестры) обуславливается яркостью ответной реакции самих сиблингов и их родителей. Признавая, что поведенческие проблемы у ребенка возникают скорее из-за неспособности, чем из-за нежелания вести себя адекватно, можно взглянуть даже на сложные ситуации с большим сочувствием и терпением.

Однако, несмотря на понимание причин агрессивного поведения, его нельзя недооценивать. Это серьезная проблема как для самого ребенка с РАС (подрывается его интеграция в социум), так и для других детей в семье (они растут в среде, где есть насилие). Если пустить дело на самотек, то проблемы будут только усугубляться.  Поэтому с агрессивным поведением нужно работать!

Что делать, если ребенок с рас атакует своего брата или сестру?

В момент атаки перед родителями практически одновременно встают две задачи (и в этом сложность): дать атакованному ребенку внимание, поддержку, сочувствие и защиту и, в то же время, проявить сострадание и понимание к разбушевавшейся непоседе.

Конечно, в первую очередь, необходимо обеспечить безопасность. Дальнейшие шаги определяет ситуация, но важно всегда исходить из того, что в произошедшем нет виноватых, а есть только пострадавшие.

Не нужно ругать, обвинять, стыдить аутичного ребенка за поведение. Это не помогает решить проблему и не избавляет его от агрессии. Такие фразы, как «Ты ведешь себя плохо» или «Ты плохой», могут быть очень вредными, потому что усиливают эмоциональный дискомфорт ребенка. А ведь именно он толкает его на проблемное поведение.  Вместо этого следует сосредоточиться не на оценке поведения, а на мотивах поведения, и, при этом, обозначить его неприемлемость: «Я знаю, что ты расстроен и тебе тяжело, но делать больно брату (или сестре) нельзя. Давай я тебе помогу справиться».

Если мы хотим помочь ребенку улучшить поведение, то нам важно не заставлять его чувствовать себя еще хуже.

Одновременно признавая чувства ребенка, устанавливая четкие поведенческие ожидания и проявляя активное сострадание, вы не только снижаете вероятность повторения поведения, но также валидируете сложные эмоции, что крайне важно для всех людей, но особенно — для детей с рас.

Стратегии работы с агрессивным поведением:

  • Установить четкие поведенческие ожидания. (Определите, какое именно поведение будет всегда неприемлемым. Обратите внимание ребенка на нежелательные, именно для него, последствия такого поведения);
  • Подкреплять желательное поведение. (Замечайте, когда ребенку удалось не выплеснуть свои эмоции в агрессию, и активно хвалите его за это. Можно использовать дополнительные поощрения);
  • Быть ролевой моделью. (Проявляйте эмпатию к детям, не ругайте их, не кричите, не обвиняйте, не отвечайте агрессией на агрессию. Ребенок должен видеть, как выражать заботу, понимание и проявлять терпимость);
  • Быть последовательными. (Будьте последовательны и предсказуемы в своих реакциях. Если какое-то поведение определено как неприемлемое, то оно будет таковым для всех членов в семье. Если вы устанавливаете правила, то не меняете их на ходу и следуете им сами. Если вы что-то обещаете, то точно знаете, что сможете это выполнить).

Справляться с агрессивным поведением ребенка, одновременно обеспечивая защиту его братьев и сестер, — значит поймать еле уловимый баланс между поддержкой и дисциплиной. Конечно же, это требует времени, включенности, терпения, понимания и четкого контакта с ценностями. Не требуйте от себя быть идеальными, но помните, почему вам важно достичь этого баланса и к каким желательным последствиям это приведет.

Воспитание детей — это непрерывно усложняющаяся задача, требующая от родителей постоянного обучения и адаптации. Суметь создать благоприятную и структурированную среду для детей — это значит помочь им вырасти в разносторонних личностей, способных эффективно управлять своим поведением и эмоциями. Но если для этого не хватает собственных ресурсов, то всегда можно опереться на опыт профессионалов. Прикладной анализ поведения — это лучший инструмент для решения проблемы агрессивного поведения у детей с РАС.