Когда у малыша возникают речевые проблемы, от старшего поколения мы нередко слышим: «Мы же как-то вырастили своих детей и говорить научили! Ни к кому никогда не водили, перерастет!» Да, перерастет, только, скорее всего, дефекты останутся, да и время нынче другое. Мальчики и девочки все чаще вообще отказываются произносить какие бы то ни было звуки. Зачем же все-таки показывать сына или дочку специалисту и, главное, когда? Своим опытом делится логопед Ирина Певнева.
Ирина Певнева логопед высшей квалификационной категории медицинского центра «Добрый доктор»
Родители стали мало разговаривать с детьми
— С какими проблемами к вам обращаются чаще всего?
— Обычно родители формулируют свою проблему так: ребенок мало либо плохо говорит. Это основная суть обращений, а по факту мы уже выясняем причины происходящего и предлагаем пути решения речевой проблемы, подбирая для каждого ребенка наиболее эффективные формы работы.
— В последнее время разные специалисты нередко замечают, что все больше детей просто не хотят говорить…
— И это правда. Настоящий бич нового поколения. В современном мире очень много гаджетов. Родителям проще успокоить и занять ребенка на время телефоном или планшетом.
Вот, например, пришла мама с малышом в поликлинику, нужно подождать в очереди. Что раньше приходилось делать? Раз-го-ва-ри-вать. Мама читала сказку или беседовала с ребенком, отвечая на его вопросы, привлекая его внимание к картинкам на стене или к тому, что происходит за окошком, либо мальчики и девочки знакомились друг с другом, прямо на месте придумывая какую-нибудь несложную игру. Теперь возле кабинетов педиатров слишком тихо. Ребята сидят на скамеечках, уткнувшись в маленькие экранчики.
Интеллектуально дети сегодня очень развиты. Они все понимают, знают, как скачать песню из интернета, а говорить отказываются. Вместо этого малыши переходят на язык жестов. Многие папы и мамы, видя, что дочь или сын прекрасно реагируют на вопросы, все понимают, показывают пальчиком на то, что нужно, списывают все на возраст и надеются, что спустя время малыш начнет говорить. Да, скорее всего, в конце концов он действительно начнет говорить. Другой вопрос — как? И не скажется ли задержка в развитии речи на обучении в школе?
Чем раньше чадо позабудет про пустышку, тем лучше
— Правда ли, что ребенок должен начать говорить в 2,5 года?
— Даже раньше. К году в норме ребенок должен произносить первые слова: «МА-МА», «ПА-ПА», «ДЯ-ДЯ», «АМ-АМ». К полутора годам надо пытаться связывать два слова: «Мама! Дай!», «Баба! Ди!» (Баба! Иди!).
К рубежу в 2,5 года уже пора не просто говорить отдельные слова, а начинать строить фразы. Пусть самые простые, вроде: «Мама, дай конфету», «Папа пошел на работу». Оговорюсь, что многие слова могут быть нечеткими. Это связано с еще несовершенной артикуляционной моторикой. В целом, по данным разных источников, ребенок к 2,5-3 годам должен иметь в словарном запасе от 1000-1500 слов. В современном мире требования немного снизились. Раньше, когда семьи были большими и, опять-таки, родители больше разговаривали с малышами, развитие речи мальчиков и девочек шло достаточно быстрыми темпами. К трем годам словарный запас ребенка составлял уже 1500-1700 слов (учитывая самые простые: да, нет, ля-ля, би-би и т.д.). Сегодня такие показатели кажутся сказочными.
Самое важное в период от 1 до 2 лет — воспитывать у ребенка потребность в общении, внимание к речи окружающих, а также умение воспроизводить звуки и слова по подражанию.
— Что еще должно насторожить родителей?
— Плохо, если ребенок очень долго не отказывается от пустышки или сосет палец. Это удобно всем, так как данная привычка обычно служит прекрасным успокаивающим средством. Однако из-за нее нередко деформируется прикус, а это влечет за собой изменение положение языка, амплитуда его движений уменьшается, а следовательно, ребенок начинает хуже говорить.
Еще одна особенность поведения, на которую следует обратить внимание, — это если вы просите ребенка повторить слово, а он даже не пытается. Просто отказывается это делать или даже активно протестует, не желая называть предмет или выражать просьбу словами. В данной ситуации малыш явно испытывает трудность. И если подобные вещи происходят постоянно, на то явно есть причины.
Активное общение с ребенком — залог развития речи малыша. Но если не получается «разговорить» ребенка, надо поспешить с визитом к логопеду, чтобы тот подсказал, как и что делать для развития речи малыша.
— В каком возрасте вы бы порекомендовали впервые привести ребенка к логопеду?
— До 3 лет я бы советовала обязательно показать сына или дочку хотя бы раз, даже если вы не замечаете никаких проблем. Это определенный этап, на котором нужно отследить, как идет процесс развития речи. Чем раньше вы это сделаете, тем лучше, особенно, если замечаете, что малыш говорит нехотя или очень мало.
Речь сильно связана с психическими процессами, в частности — с мышлением. Взрослые мыслят абстрактно, мысль оформлена словами, а дети первые два года своей жизни размышляют о том, что видят, что делают, что чувствуют. В этот период они начинают активно понимать слова и пользоваться ими для того, чтобы назвать отдельные предметы или сообщить о своих потребностях. Слова становятся гибким инструментом мышления уже тогда, когда дети начинают складывать их в словосочетания: «Где кубик?» или «Печенья нет».
Проблемы с речью могут оказаться следствием не только моторных нарушений, иногда это сигнал нарушений в развитии интеллекта. Вот почему так важно прийти к логопеду, если ребенок в возрасте до трех лет испытывает речевые трудности.
Ребенок вырабатывает определенную манеру выговаривать звуки и самостоятельно ее уже не поменяет
— Какие речевые ошибки сами собой не исправятся?
— Формирование звукопроизношения у детей происходит постепенно. Каждый возраст определяет появление нового звука (например, свистящие должны сформироваться до 4 лет). В период 4-5 лет у ребенка идет формирование мышц верхнего подъема языка. Он пробует выговаривать определенные звуки и, бывает, вместо «р» произносит «л». Если малыш хорошо выговаривает оба этих звука, но просто порой их путает, это ничего страшного, а вот если появился горловой звук «р», без помощи логопеда этот дефект речи уже не исправить.
К 5 годам дети овладевают правильным произношением, но если ребенок переступает этот возраст, а проблема не уходит (например, замена звука или его искаженное произношение), то высока вероятность, что звукопроизношение будет нарушено, так как ребенок уже сформировал стойкий стереотип произношения и без помощи логопеда может не справиться.
— Не советую родителям пугаться, когда их ребенок, который отлично произносит все слова, после поступления в садик вдруг заимствует неправильную манеру говорить у своих новых маленьких друзей в группе. Это, как правило, временная ситуация. Так малыши играют.
Подражание — очень интересная забава, но рано или поздно она наскучивает. Главное, чтобы дома члены семьи не «сюсюкали», старались говорить четко. В первую очередь малыш копирует образы самых близких людей.
Заикание реально вылечить, главное — не упустить момент
— Может ли логопед помочь ребенку справиться с заиканием?
— Может. Но надо сказать, что в преодолении заикания играет большую роль опытность логопеда. Заикание — достаточно серьезное нарушение речи, и коррекционная работа по его преодолению может потребовать длительного логопедического воздействия. Чем раньше взрослые покажут малыша специалисту, тем быстрее он получит помощь и научится говорить красиво.
— Нужно понимать, заикание — это нарушение темпа, ритма и плавности речи. Это «сбой», «срыв» в речи, но сразу он не закрепляется, и все поправить возможно на самых ранних этапах. Если вовремя не заняться проблемой, непроизвольные судороги мышц могут закрепиться как условный рефлекс
Чтобы избавиться от заикания, необходима совместная работа невролога и логопеда. Первый специалист выявит неврологические нарушения, логопед же с помощью голосовых, дыхательных, релаксационных упражнений, специального логопедического массажа и системы коррекционных занятий поможет преодолеть речевое нарушение.
— Как быстро обычно становится заметен результат занятий с логопедом?
— Всегда по-разному. В первую очередь это зависит от речевого нарушения. Например, заикание никогда не лечится очень быстро. Нужно научить ребенка правильно дышать, правильно включать в работу голосовой аппарат, программировать собственную речь — все это система длительных тренировок. А вот что касается нарушения звукопроизношения, не осложненного дизартрией, бывают случаи, когда дети усваивают уже на первом занятии. Достаточно всего пару раз показать, как делать правильно.
Если какой-то звук ребенок вообще не выговаривает, в норме через месяц малыш его уже произносит. Еще два месяца потребуется для окончательной автоматизации процесса, чтобы правильное выговаривание стало привычкой.
Бывают ситуации (сложные речевые расстройства), когда работа с ребенком затягивается на 2-3 года, а то и больше. Каждый случай индивидуален.
3 полезных совета для всех родителей
- Помогите ребенку «раздышаться»
— Я советую обязательно побуждать мальчиков и девочек делать дыхательные упражнения. Дыхание — это основа речи. Все звуки мы производим на выдохе. У детей часто наблюдается поверхностное дыхание. И из-за этого просто не хватает запаса воздуха для правильного произношения.
Что помогает? Дудочки, свистки, мыльные пузыри… НО! Ни в коем случае не воздушные шарики! Надуть шарик очень сложно. Не каждый взрослый легко справится с этим заданием. Ребенок сталкивается с трудностью, и формируется страх или обычное нежелание заниматься дыхательными упражнениями.
Начинайте с простого, предложите малышу подуть на ватку, на бумажный кораблик, на перышко. Когда процесс интересный, упражнения не воспринимаются как обучение. Это игра, увлекательная и полезная.
- Разминайте язычок
— Все просто. Показывайте ребенку правильное положение язычка или хотя бы просто поиграйте вместе в игру, когда надо надуть щечки, поцокать, как лошадка, подвигать и похлопать губками, показать/спрятать язык, подвигать им вправо и влево, слегка его покусать — все это будет прекрасной мини-гимнастикой и включит в работу весь артикуляционный аппарат!
- Читайте малышам сказки
— К сожалению, про эту замечательную традицию постепенно забывают. А очень зря! С ребенком обязательно нужно говорить. Когда вы читаете сказку, мало того, что малыш внимательно слушает и запоминает, он задает вопросы, рассматривает картинки, включает воображение, развивает мышление, расширяет словарный запас, что является залогом его правильного речевого развития.