Томатис-терапия, названная в честь своего создателя, профессора Альфреда Томатиса, обрела популярность во всем мире. Эта педагогическая программа применяется более 40 лет для детей и взрослых и демонстрирует блестящие результаты стимуляции работы мозга.
Автор методики француз Альфред Томатис, много лет посвятил работе с профессиональными оперными певцами и изучению их слухового аппарата. Им было установлено что ухо – не только орган слуха и вестибулярный аппарат. Именно в ухе колебания звука преобразуются в электрический импульс, который при соответствующем подходе, может стать отличным стимулятором мозга!
Особым образом подобранные комбинации звука тренируют мышцы уха, а, следовательно, мозг, что заставляет его работать быстрее, четче и эффективнее.
ВАЖНО!
Без надлежащей стимуляции мозг ребенка страдает. В роли стимуляторов выступают все внешние раздражители, тренирующие нашу сенсорную (чувственную систему): свет, звук, вибрация, тактильные ощущения, запахи, вкус, температура. Внешние сигналы, словно по проводам, движутся от рецепторов к окончаниям спинного мозга и, достигая мозга, стимулируют работу его клеток. Чувственный опыт – неотъемлемое условие мозговой активности. Иногда, в силу ряда причин, время, отведенное на развитие мозга, может быть необратимо упущено. С другой стороны, существует возможность целенаправленно создавать условия для интенсивного развития мозговой активности. Такие тренировки способствуют росту клеток, укреплению связей и скорости работы мозга.
Музыкальная терапия по методу Томатиса включает ряд программ, направленных на улучшение качественных характеристик мозговой деятельности. В их основу легли специальным образом обработанные музыкальные мелодии Моцарта, григорианские песнопения, вальс. Оборудование позволяет также использовать специально обработанный голос матери.
Музыкальные произведения предварительно особым образом модифицируют на устройстве «Электронное Ухо», регулируя их частоту, громкость, скорость, тональность и режимы задержки воспроизведения. Параметры подбирают так, чтобы при прослушивании музыки оказать стимулирующее воздействие на мышцы среднего уха. Ребенок слышит через наушники так, как слышал во время внутриутробного развития. Заданные импульсы передаются в вестибулярный аппарат (отвечают за координацию, равновесие, регуляцию мышечного тонуса), к мозжечку и в лобные доли (отвечают за речь, эмоции, адаптацию в социуме).
Аудиотренировки помогают настроить мозг на более четкую и слаженную работу. Томатис-терапия может быть рекомендована:
- для улучшения концентрации и внимания,
- для ускорения формирования речевых навыков, способности к коммуникации, устной и письменной речи;
- для увеличения способности к обучению, в.т.ч. с целью интенсивного погружения в новую языковую среду,
- для коррекции психо-эмоционального фона, в т.ч. при подверженности депрессиям, для поддержания уверенности в себе;
- для стимуляции развития двигательных и координационных навыков;
- для улучшения быстроты реакций;
- для развития творческого потенциала и музыкальных способностей.
Прекрасные результаты демонстрирует Томатис-терапия, проведенная перед поступлением в первый класс или перед напряженным периодом школьных экзаменов. Аудиотренировки рекомендуют для более мягкого протекания адаптации к новым условиям (переезд, переход в новую школу) и в целом для гармоничного становления личности ребенка и его интеллектуальных способностей.
Неоценима роль Томатис-терапии в случае обнаружения неврологической патологии. Аудиотренировки могут стать приятной и эффективной частью лечения детей со следующими заболеваниями:
- задержка психического развития.
- задержка моторного развития,
- задержка речевого развития, дислексия, дизартрия, заикание,
- гиперактивность,
- нестабильность эмоционального фона,
- энурез.
Томатис-терапия помогает существенно облегчить состояние ребенка и способствует его более активному вовлечению в социальную жизнь при таких тяжелых диагнозах как
- аутизм,
- алалия,
- ДЦП.
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ТОМАТИС-ТЕРАПИИ
Уже в ходе курса вы сможете оценить позитивные изменения в навыках и психике ребенка. Но данная педагогическая программа дает отсроченный результат. Запущенные процессы продолжат свое действие и после окончания аудиотренировок. Это объясняется тем, что занятия стимулируют развитие функции мозга в целом, а не просто вырабатывают условные рефлексы.
ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ
- отит в стадии обострения,
- выраженная судорожная готовность,
- онкология в области уха и головного мозга.
Перед проведением Томатис-терапии желательно пройти электроэнцефалограмму мозга.