Почему мальчиков с аутизмом больше?

Вы наверняка замечали, что в центре, куда вы водите своего малыша на коррекционные занятия, в ленте социальной сети, если вы уже успели подписаться на родителей, которые воспитывают детей с аутизмом, вас окружают по большей части мальчики. И вы наверняка задавались вопросом, почему так происходит?

Ученые уже давно ломают голову над этой задачей. Действительно, распространенность расстройства аутистического спектра среди мальчиков в среднем в четыре раза выше, чем у девочек.

Исследователи ухватились в свое время за этот явный перекос и сосредоточились в своих исследованиях на изучении повреждений в Х-хромосоме. Казалось очевидным, что если у девочек реже диагностируется аутизм, то, возможно, это связано с наличием второй, неповрежденной копии гена. Отчасти это правда. Но касается лишь части генетических мутаций в Х-хромосоме, например таких, как синдром ломкой Х-хромосомы. Подобные нарушения наблюдаются менее чем у 2% мальчиков с аутизмом, и это не может в полной мере объяснить нам гендерные различия в распространенности РАС.

Есть еще мнение, что риск аутизма одинаков для мальчиков и девочек, но последние оказываются более защищенными от воздействия факторов, которые предопределяют его развитие. Ученые назвали это «женский защитный механизм» (FPE). Для того, чтоб у девочки развился аутизм, необходимо наличие большего количества факторов риска аутизма, чем это потребовалось бы для мальчиков. Подтверждение этому можно увидеть в исследованиях, которые показывают, что у диагностированных девочек с РАС больше генетических мутаций, связанных с аутизмом, чем у мальчиков при схожей степени тяжести.

Исследования мозга у людей с аутизмом подтверждают эту гипотезу и показывают, что у диагностированных женщин могут быть более крупные структурные аномалии в определенных областях мозга или некрупные, но в большем количестве областей, чем это наблюдается у диагностированных мужчин.

Кроме того, есть предположение, что на проявления аутизма оказывают влияние биологические и социокультурные факторы, связанные с полом. Например, девочки с нетяжелой формой аутизма могут успешнее маскировать свои особенности, у них быстрее происходит социальное обучение за счет более высокой способности к имитации, а к их замкнутости и закрытости социум проявляет большую терпимость.

Иногда взрослые женщины с РАС никак не проявляют особенности и демонстрируют достаточную социальную функциональность во многих жизненных ситуациях, но при этом они могут переживать неадекватно высокий стресс от необходимости поддерживать приемлемый уровень социальности. Это может объяснять высокий процент девушек с аутизмом, переживающим эпизоды депрессии и кризисы идентичности.

На сегодняшний день нет однозначного ответа на вопрос: почему мальчиков с аутизмом больше? Что, впрочем, неудивительно. Ведь до сих пор не определены точные причины самого аутизма.

Многие ученые сходятся во мнении, что наиболее убедительным объяснением гендерной избирательности является именно FPE — защитные механизмы, характерные только для представительниц женского пола. Этому есть научные доказательства. Их получили в ходе исследования и наблюдения за избытком мутаций de novo у девочек с аутизмом в сравнении с такими же генетическими нарушениями у мальчиков.

Однако, отсутствие четкой разницы в частоте появления детей с аутизмом в семьях, где воспитывается мальчик или девочка с РАС, представляет собой неразрешенную загадку и подвергает определенному сомнению каждую из озвученных версий.\

В общем, уже привычно, на один простой, казалось бы, вопрос, мы получили множество гипотез и ни одного однозначного ответа. Таков аутизм — загадочный, беспощадный, изменчивый. Продолжаем ждать открытий.

Нашу заинтересованность и попытки выяснить причины возникновения аутизма, конечно же, можно объяснить. Но я призываю вас расставлять верные приоритеты и направлять свое внимание, время и энергию на подбор наиболее эффективных вмешательств, на их внедрение и создание благоприятных условий для развития вашего малыша, а не на удовлетворение (знаю, жгучего, но не очень продуктивного) желания понять и разобраться, как это работает и почему произошло.