ПРЕОДОЛЕНИЕ ТРЕВОГИ И СТРАХА У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

8.09Тревога часто омрачает жизнь аутичных людей.

Многочисленные исследования показывают, что если тревожные люди будут постепенно идти навстречу своим страхам, то тревога снизится, а страх перестанет управлять их жизнью. Есть даже такое понятие — систематическая десенсибилизация — это один из методов поведенческой психотерапии, которые снижает чувствительность человека к стимулам, вызывающим тревогу и страх.

Но как заставить человека с непреодолимой тревогой решиться на эти действия? В этом и заключается искусство терапии — убедить тревожного человека столкнуться со своими страхами.

Джед Бейкер описывает шаги, которые помогут нам поддержать тревожных детей.

Шаг 1: Мотивируйте ребенка, чтобы он захотел справиться с беспокойством.

Принуждение может свести на нет эффективность терапии. Когда мы стремимся решить проблему тревожности, то невольно транслируем ребенку идею, что с ним «что-то не так» и это необходимо «исправить». Поэтому важно начать с его сильных сторон, помочь ему увидеть свою ценность и смотреть в будущее с оптимизмом. Только с этой, позитивной, позиции мы сможем говорить о проблемах, которые его ограничивают (например, о тревоге).

Начните с объяснения, что у каждого есть свой набор способностей и ограничений. Составьте вместе список сильных сторон (не менее 7) и списка проблем (не более 3). Сильные стороны включают любые специальные знания, черты и характеристики, которыми обладает ребенок. Сильные стороны — это то, что ведет к успешному развитию, самостоятельности и построению комфортных отношениям. Проблемы — это то, что может препятствовать достижению этих целей.

ВАЖНО! Вам не нужно полностью избавить ребенка от такой проблемы, как тревога; задача — добраться до точки, где она больше будет не мешать.

Шаг 2: Объясните ребенку, как это работает.

Сигнальная система помогает нам выжить перед лицом предполагаемой опасности. Когда обнаруживается серьезная угроза, мы автоматически реагируем интенсивной эмоциональной реакцией (бей, беги, замри). Дэниел Гоулман в своей книге «Эмоциональный интеллект», говорит о таком состоянии: «захвачен эмоциями». Это как если бы лимбическая система захватила остальную часть мозга, и лишила нас легкого доступа к способности рассуждать.

Этот быстрый, непродуманный ответ, безусловно, имеет значение для выживания. Когда вы идете по тротуару и, вдруг, видите, что машина, теряя управление, летит в вашу сторону, то у вас нет времени для размышлений. Вам надо максимально быстро отреагировать и переместиться в безопасное место. Это НАСТОЯЩАЯ ТРЕВОГА.

Однако, в мире, где воспринимаемые угрозы не всегда могут быть опасными для жизни, реакция «бей, беги или замри» может привести к ЛОЖНЫМ ТРЕВОГАМ, заставляя нас реагировать эмоционально тогда, когда реальной опасности нет. Некоторые из нас наследуют более чувствительную сигнальную систему, которая может вызвать множество ЛОЖНЫХ ТРЕВОГ.

Шаг 3. Выявить страхи и выстроить иерархию.

Создайте «Лестницу страха». Для каждого типа страха составьте список ситуаций от наименее пугающих до наиболее пугающих. Тогда ребенок может постепенно столкнуться с этими страхами. Например, если ребенок боятся встреч со сверстниками, то можно разбить задачу на более мелкие этапы («ступени лестницы»). Первым шагом будет просто сказать «Привет» за обедом. В другой раз узнать, какие видеоигры им обоим нравятся. Затем попросить номер телефона для обсуждения игр. На следующем шаг пригласить поиграть вместе. А на последнем шаге уже встретиться и провести время вместе.

Преодоление каждой ступени лестницы должно вознаграждаться. Есть две широкие категории наград за столкновение со страхами: внутренние награды и внешние награды.

Внутренние награды — это естественное вознаграждение за столкновение со страхами, например, чувство гордости.

Можно помочь ребенку увидеть выгоду от преодоления каждого шага, давать позитивную обратную связь, хвалить, что он больше не позволяют тревоге контролировать его действия.

Внешние награды относятся к искусственному вознаграждению после столкновения со страхом. Это могут быть покупки желанных предметов, дополнительное время для игр, совместные походы в интересные места. Внешние награды — хорошая мотивация для изменений у маленьких детей и людей с серьезными когнитивными проблемами, потому что им сложно понять долгосрочные последствия преодоления тревоги.

Шаг 4: Использовать когнитивно-поведенческую терапию для борьбы с тревогой.

Основная концепция когнитивной терапии (КПТ) тревоги заключается в обнаружении и оспаривании нерациональных убеждений, которые вызывают тревогу. Для детей подойдут две стратегии КПТ (при условии, что они могут понять объяснения): переоценка ВЕРОЯТНОСТИ наступления негативных событий, переоценка ПОСЛЕДСТВИЙ негативных событий.

Например, ребенок боится пчел и из-за этого не выходит на улицу. Он думает: «На улице меня ужалит пчела» и «Если меня ужалит пчела, то это будет невыносимо больно и я могу умереть». Нам надо научить ребенка заменять ложные мысли на более реалистичные: «Пчелы не проявляют агрессии вдали от гнезд. Маловероятно, что она меня ужалит, если я не ударю по ней или не наступлю. Я не буду этого делать намеренно» и «Я не могу умереть от укуса пчелы, потому что у меня нет аллергии. Но если она все же ужалит меня, я могу уменьшить боль, попросив о помощи, чтоб мне вытащили жало и приложили лед на отек. Укус пчелы неприятен, но не более болезнен чем укол, я могу это вынести».

Шаг 5: Использование биологических и физических вмешательств для снижения тревожности.

Упражнения, физическая активность и сенсорные успокаивающие действия могут уменьшить тревогу. Это подтверждают исследования. Некоторые из них показывают, что физические упражнения не менее эффективны, чем антидепрессанты. Аэробными упражнениями можно достичь наибольшего эффекта. Поэтому тревожным детям рекомендованы регулярные программы упражнений, которые включают бег трусцой, ходьбу, плавание, езду на велосипеде или другие виды спорта, требующие аэробной активности.

Медитация и практики осознанного снижения стресса включают в себя обучение концентрации внимания на том, что происходит в данный момент. Прогрессивная мышечная релаксация включает в себя напряжение, а затем поэтапное расслабление мышц тела. Глубокое дыхание животом также может вызвать состояние расслабления.

Шаг 6. Медикаментозная терапия или нейробиоуправление. Если стратегии и изменение образа жизни, описанные выше, не работают, рассмотрите возможность использования нейробиоуправления и медицинских препаратов для дальнейшего снижения тревожности. Но оно не должны быть первым выбором, поскольку несут риск побочных эффектов.

Тревога сама по себе не всегда является проблемой, но когда она мешает жить или заставляет избегать желаемой деятельности, тогда она становится проблемой. Цель стратегий успокоения состоит в том, чтобы повысить чувство благополучия и снизить тревогу настолько, чтобы люди больше не избегали опасных ситуаций и могли полноценно жить.